Какими они бывают и как влияют на наше тело и ум - рассмотрим далее.

Определение

Не только новички, но даже опытные ученики не всегда четко понимают и могут ответить, что такое асана в йоге, и чем она отличается от обычной или .

Простыми словами определение термина «асана» будет звучать так - это статическое положение тела, в котором человек находится определенное время.

При выполнении асан никогда не применяются резкие движения - все переходы осуществляются максимально плавно, мягко и аккуратно по отношению к своему телу.

Также при выполнении асан очень важна последовательность, ведь эти позы призваны, прежде всего, воздействовать на наши сознание и ум, а потом уже - на физическую оболочку.

Знаете ли вы? В американской армии йогические асаны применяются вместо утренней зарядки, а в России асаны используются для подготовки космонавтов, разведчиков, спасателей и подводников.

В каждом названии позы имеется второе составляющее слово «асана», первое слово может означать вид животного (Бхуджангасана - поза кобры, Бакасана - поза вороны), имя изобретателя асаны или же называть схожую по форме геометрическую фигуру (Триконасана - поза вытянутого треугольника) или предмет.
До сих пор точно неизвестно, каким образом возникли асаны. Считается, что изначально было всего несколько асан, которые нужно было выполнять в сидячем положении, что лучше всего способствовало .

Само слово асана переводится с санскрита как «сидение», «сидячее место», «место для сидения». В наиболее древнем трактате, где впервые упоминается слово «асана», говорится, что это удобная, неподвижная поза для медитации, в которой человек может быть расслабленным и максимально сосредоточенным.

Однако сами асаны там не перечислялись, и внимания им было уделено мало - в том время йоговские позы еще не получили такого развития.

Позже количество асан начало расти, они становились более разнообразными и сложными, оказывающими действие на суставы, внутренние органы или гормональную систему.

Однако стоит понимать, что асана - это не самостоятельная техника и не самоцель , это лишь ключевой фактор к .

Таким образом, для правильного выполнения асан нужно соблюдать несколько условий:

  1. Неподвижность (необязательно в сидячем положении).
  2. Максимальное расслабление.
  3. Плавное йоговское дыхание. В йоге не допускается никаких задержек дыхания во время асан, кроме специальных упражнений.
  4. Концентрация внимания.
  5. Остановка потока мыслей.
Стоит понимать, что асаны являются лишь небольшой частью йоги.

Помимо асан практика состоит из виньяс (динамически выполненных асан), пранаямы (техники дыхания), шаткарм (практик для очищения организма и сознания) и, конечно же, медитации.

Классификация асан

С классификацией асан существует некая путаница, поскольку разные учителя и школы йоги могут иметь свое виденье и представлять разные классификации.

Однако все асаны, в целом, можно разделить на несколько больших групп:

  • Асаны в положении сидя. Эти виды асан наиболее часто применяются для глубокой медитации. При выполнении очень важно следить за коленными, тазобедренными и голеностопными суставами, которые нагружаются более остальных. Если выполнять асану сложно, разрешается использовать под ягодицы специальные скамеечки, одеяла, кирпичи и прочее. В этих позах спина должна быть прямой, а - свободным. Несмотря на внешнюю простоту, сидячие асаны у многих вызывают сложности и дискомфорт из-за отсутствия и слабой физической подготовки. Самые распространенные позы: открытая и закрытая Вирасана, поза лотоса (Падмасана), Ваджрасана (поза алмаза).

  • Асаны с наклоном туловища вперед . Среди основных поз: Пашчимоттанасана и Уттанасана (наклоны вперед в сидячем и стоячем положении).

  • Асаны с наклоном туловища назад (прогибы). Стимулируют раскрытие плечевых суставов, грудного отдела и поясницы. Уштрасана (поза верблюда), Матсиасана (поза рыбы), Капотасана (поза голубя).

  • Скрутки. Связаны с поворотами корпуса. Самым важным условием правильного выполнения этого вида асан является свободное дыхание: если дышать тяжело, значит, скрутка выполнена «чересчур». Одни из самых распространенных: поза перевернутого треугольника, половинная скрученная поза.

  • Асаны в положении стоя. Считается, что эти положения возникли позже остальных. В этом виде поз также присутствуют элементы наклонов и прогибов. Самые популярные: Вирабхадрасана I, II, III (поза воина), Тадасана (поза горы).

  • Балансовые асаны. Призваны тренировать чувство равновесия. Считаются сложными: чтобы получилось выполнить баланс, необходим полный контроль над всем телом, спокойное состояние ума, высочайшая сосредоточенность и внимание. Однако, если вы научитесь балансировать, то сможете обрести и внутренний баланс и гармонию. Основные позы: ласточка, Врикшасана (поза дерева), Гарудасана (орлиная поза).

  • Силовые асаны. Выполнение этих положений поможет укрепить выносливость, и мышечный аппарат. Крайне важно при выполнении не задерживать дыхание и не выполнять положение на пределе возможностей. Основные силовые асаны: Шалабхасана (поза саранчи), Маюрасана (поза павлина).

  • Перевернутые позы. Самыми известными являются стойка на голове, руках или предплечьях. Но в число перевернутых асан входят любые положения, при которых голова оказывается ниже корпуса и ног. Поэтому даже обычная «березка» также относится к перевернутому положению.

  • Асаны на расслабление. Шавасана - финальная асана после практики, выполняется в лежачем положении. Также часто применяется Баласана (поза вытянутого ребенка).

Некоторые асаны можно назвать комбинированными, к примеру, Бакасана - поза вороны. При ее выполнении выполняется стойка на руках, при этом колени нужно упереть в подмышечные впадины или плечи. Потому здесь сочетаются силовой и балансовый виды.

Важно! Выполняя асаны любой сложности, ни в коем случае нельзя допускать нестерпимой боли, сильного дискомфорта или непосильного напряжения. В йоге считается, что любая боль является для организма страданием, а это диаметрально противоположно достижению внутренней гармонии и баланса.

Основные асаны

Согласно древней легенде, Шива придумал более 8 млн. положений, однако лишь 84 позы были доступны для людей. Йогины не раз пытались подсчитать, сколько поз в йоге существует на самом деле, но сделать это кран сложно.

Во-первых, учителя йоги постоянно придумывают и добавляют новые асаны. Во-вторых, может возникать путаница из-за разных названий для одного и того же положения. Сегодня считается, что в существует около 1300 основных асан вместе с вариациями выполнения.

Но чтобы практика проходила продуктивно, необходимо тренировать несколько базовых положений, без которых занятия йогой будут неполноценными.

К таким основным положениям относятся:
  • Поза лотоса - Падмасана. Очевидно, что сразу сесть в положение лотоса получится далеко не у каждого, поэтому существует несколько подготовительных упражнений на разработку тазобедренных суставов (наклоны и поперечное разведение ног). Это положение считается лучшим для медитации и одним из самых устойчивых.

  • Стойка на голове - Ширшасана. Именно это положение выполняется с опорой на предплечья. Часто Ширшасану называют королевой асан и самой главной позой в йоге. Но на практике ее довольно сложно выполнить, к тому же при выполнении есть высокий риск травмировать шею.

  • Собака мордой вниз - Адхо Мукха Шванасана. Одна из самых полезных йоговских поз, помогает снять напряжение со спины, вытянуть позвоночник. Асана может быть выполнена на разных этапах урока. При внешней простоте этой позы она дается многим не сразу: может округляться спина, будет напряжение в локтях и задней поверхности бедра.

  • Поза воина - Вирабхадрасана. Существует несколько вариаций этого положения. Чтобы комфортно себя чувствовать в позе, нужно обладать крепкими мышцами ног, развитым чувством баланса. В психологическом плане эта поза помогает обрести баланс между физическим телом и умом. Само название говорит о том, что положение призвано раскрыть мужество, силу воли и дух.

  • Шавасана или поза мертвеца . Является заключительным положением каждой йоговской практики, в котором можно полностью расслабиться, достичь спокойствия ума, сфокусироваться на своих ощущениях, заглянуть «внутрь своего существа». В этом положении важно не уснуть и не отключиться. Также во время Шавасаны нужно соблюдать абсолютную неподвижность.

Воздействие асан на организм

Огромное преимущество йоги в том, что практиками может заниматься абсолютно любой человек, независимо от его возраста, пола, физической подготовки и заболеваний.

У каждой асаны есть более простые и сложные вариации выполнения, которые подходят разным по опыту практикующим. При этом человек непременно получит пользу от , так как воздействует не только на тело, но и на ум.

Развитие тела и гибкости

У многих людей при мыслях о йоге сразу же возникает ассоциация с гибким, пластичным и грациозным телом. На практике это отчасти правда - изначально в делается акцент на ментальную работу, потому среди йогов прошлого было мало людей, которые отличались гибкостью от других.
В современном мире большая часть внимания во время практик уделяется именно развитию пластики. К тому же за последнее время появилось много новых асан, которые направлены на совершенствование тела.

Но одной только гибкостью дело не обходится. Йога является эффективной в процессе . Установлено, что регулярные занятия йогой на протяжении месяца при соблюдении адекватного помогут сбросить до 20% лишнего веса.

Стимуляция физиологических процессов

С помощью йоговских асан можно во многом улучшить свое самочувствие, облегчить или вовсе побороть некоторые , нормализовать работу целого организма.

Так, практики оказывают такое влияние на органы и системы нашего организма:

  • опорно-двигательный аппарат. В частности регулярные практики помогают улучшить состояние позвоночника и суставов. При систематических тренировках укрепляются , улучшается растяжка. Также некоторые асаны помогут справиться с травмами и заболеваниями суставов, убрать мышечные зажимы и блоки, раскрепостить тело;
  • дыхательная система. В процессе практики необходимо обращать внимание на дыхание: оно должно быть среднеглубоким, плавным, ровным, медленным. За время занятия кровь насыщается кислородом, организм приходит в тонус и обретает бодрость;
  • органы и процессы пищеварения. При помощи специальных асан можно улучшить перистальтику кишечника, наладить стул, привести в норму . Такие эффекты достигаются при помощи правильного дыхания, скруток и перевернутых асан. К тому же длительная практика асан повлияет на ваше питание и пищевые предпочтения - пища станет более здоровой, натуральной и полезной;

  • гормональная система и репродуктивное здоровье. Многие асаны в йоге направлены на проработку тазобедренных суставов, эти позы помогают наладить кровообращение в области малого таза, сократить объем венозной крови. В результате нормального кровообращения начинает правильно формироваться эндометрий, а значит - повышаются шансы . Также при помощи некоторых асан можно минимизировать болевые ощущения при критических днях;
  • мочеполовая система. Опять-таки из-за воздействия асан на органы малого таза в этой области улучшается кровообращение, устраняются застойные явления;
  • сердечно-сосудистая система. Пользу и эффект от занятий йогой при болезнях сердца и сосудов можно сравнить с быстрой ходьбой или медленным бегом. При помощи асан можно нормализовать артериальное давление, снизить количество плохого . Медитативные асаны снижают уровень стресса, а потому приводят в норму состояние стенок сосудов. При регулярных тренировках снижается риск получить или .

Знаете ли вы? Согласно статистике, 90% всех занимающихся йогой - женщины. Этому есть несколько объяснений: женщины больше занимаются своим здоровьем и внешностью, а также у барышень более высокий интерес к духовным и эзотерическим практикам.


Улучшение энергетики

Работа с энергетической плоскостью человека является первоочередной в занятиях йогой. И асаны здесь являются не просто положениями тела - это продуманные положения, при выполнении которых происходит воздействие на разные энергетические центры.

Однако больше всего на энергетику человека влияет концентрация ума и прекращение мысленного потока.

Асаны способствуют обретению гармонии между физическим и духовным, помогают наладить диалог с самим собой, познать себя. Выполняя асаны, можно научиться по-настоящему расслабляться и сосредотачиваться.

Согласно учению йоги, в каждом человеке циркулирует энергия, и если ее ход нарушен, человек начинает проявлять отрицательные качества. Выполнение асан помогает наладить циркуляцию энергии в теле, нормализовать работу (центров энергии) и в результате достичь полной гармонии со своим естеством.
Конечно, нельзя сказать, что, только практикуя йоговские асаны получится разрешить все жизненные проблемы и трудности, но регулярная практика позволит вам находить баланс там, где кажется, что мир уходит из-под ног, радоваться каждому дню и любым мелочам, обрести гармонию с собой и окружающим миром.

Приблизительно 2500 лет тому назад риши Патанджали был написан трактат «Йога-сутры», в котором обобщались познания про данное искусство, собранное на тот временной промежуток.

До этого, вероятнее всего, процесс передачи знаний был исключительно устным – от наставника к обучающимся. Данный трактат образован 196 школами, 2 из которых касаются напрямую асан. Может показаться странным, что самый первый и значимый текст про йогу упоминает про асаны лишь в нескольких строфах, но именно по этим строфам реально получить очень много полезной информации для себя.

«Йога-сутры» характеризуют асану, как «неподвижную и удобную позу». А затем мы получаем не менее странное разъяснение, как можно получить нужный эффект: «асану достигают тогда, когда прекращают прикладывать усилия и концентрируются исключительно на вечном».

На сегодняшний день подобная характеристика кажется довольно странной и может прийти мысль, что Патанджали попросту насмехается над нами всеми. Разве асана может быть недвижимой позицией? Ведь когда мы практикуем йогу, то нас начинает покачивать не только в сложных, но даже в очень простых асанах.

Асана является комфортной позицией? Если взять 1000 занимающихся, то из них лишь единицы подтвердят, что ощущают комфорт в процессе исполнения. Да и те могут немного лукавить. Что же касается начинающих, то любые даже несложные телодвижения – любые наклоны, прогибы или раскрытие тазобедренных суставов способны доставить очень много болезненных ощущений.

О чём же тогда говорил Патанджали? Существует множество мнений на этот счёт. Самое простое из них – йога выступает не эффектом, а процессом. А значит, поддерживание недвижимой и комфортной позы не может считаться данностью и достигаться моментально, а представляет собой цель. Если объяснить по-другому – чтобы асана стала устойчива и приятна, всё должно выполняться поэтапно.

Получается, что прогресс в занятиях йогой – это не тогда, когда вы с невероятными усилиями прикладываетесь губами к стопам на трясущихся ногах или усаживаетесь на шпагат с перекошенным от боли лицом. Прогресс – это когда вы научились чувствовать ту либо иную степень комфорта в асанах, до этого доставлявших вам исключительно неприятные ощущения.

Это кардинальным образом меняет понимание йоги, актуальное для западных государств. Ведь классическая индийская традиция гласит, что продвижение – это не взлёт, к примеру, в Маюрасану. А продвижение – это значит зафиксироваться в позиции на максимально возможное количество вдохов с выдохами.

Такой процесс дыхания позволяет успокоиться разуму, а ведь именно это и является главной целью практики йоги. Выходит, что асана способствует выработке навыков контроля над своим разумом.

При этом аналогично всему живому, асана отличается не просто внешней привлекательностью, но и внутренней прелестью. Даже если асана ещё не является идеальной, вы всё равно можете насладиться ею. А когда вы контролируете своё дыхание и внутренние ощущения в асане, то меньше всего озадачиваетесь её внешней формой.

У вас отсутствует мотивация проявить гибкости больше, чем ваш сосед по занятиям. Зато сохраняется мотивация максимально безопасного выполнения асаны, а также получения искреннего наслаждения от неё.

При условии такого подхода происходит работа также над своим «Эго», человек избавляется от желания делать ставку исключительно на внешний аспект асан. В философии асан существует такое понятие, как «апариграха» — то есть нестяжательство, в частности подразумевается и быстрый результат на коврике. Весь смысл заключается в том, что когда вы расслабляетесь психологически, а также избавляетесь от желания выполнить упражнение любой ценой – сталкиваетесь с внешним прогрессом.

Разновидности асан

Все асаны могут быть классифицированы по разновидностям выполнения:

  • стоячие;
  • сидячие;
  • лежачие;
  • перевёрнутые;
  • скрученные;
  • асаны с наклонами;
  • асаны на баланс.

По типу воздействия асаны бывают:

  • растягивающими;
  • скручивающими;
  • силовыми;
  • перевёрнутыми;
  • сдавливающими;
  • взаимодополняющими нескольких разновидностей.

По целям:

  • медитативными (настраивающими на высшие ступени йоги);
  • терапевтического плана (имеющими направленное психологическое и физиотерапевтическое влияние на тело).

Горакши высказывает такое мнение по поводу асан: «Известно такое число асан, сколько всего есть живых созданий на земном шаре. Шива называл восемь миллионов четыреста тысяч асан и они были известны лишь ему одному. Из указанного количества им были выбраны восемьдесят четыре асаны, среди которых четвёрка относится к самым важным и полезным. Это будут сиддха, падма, симха и бхадра асаны.

Значение правильного дыхания

Наверняка, большинство людей не привыкло принимать во внимание комфорт в процессе занятий и свято убеждены в том, что дабы получить эффект следует пройти через приложение усилий, болевые ощущения и огромное напряжение. В действительности же в йоге действует прямо противоположный принцип.

Самым верным положением асаны будет такое, в котором вы почувствуете комфорт. Наше туловище имеет центр тяжести, расположенный в области крестца. Выполнение любой асаны смещает центр тяжести, при этом происходит перераспределение нагрузки таким образом, чтобы достичь уравновешенного состояния.

Пока же вы не смогли достичь баланса – пребываете в состоянии мышечного напряжения, а значит, ощущаете неудобство. Однако, как только ваши мышцы окажутся в необходимой позиции (и вы адаптируетесь фиксироваться в ней), от вас больше не будет требоваться приложение усилий для удерживания своего тела в асанах. И тогда вы сможете выполнить любое, даже самое сложное упражнение с лёгкостью, без особенных усилий.

Безусловно, в течение ещё какого-то времени вы ощутите некоторое чувство внутреннего дискомфорта даже при правильном выполнении поз, в особенности, если до этого нечасто практиковали физическую активность. Но дискомфортные ощущения будут не слишком интенсивными, вы не будете ощущать боль, натяжения или заломы.

Особенности правильного исполнения асан

Многие люди при самостоятельной практике йогой совершают множество ошибок. К примеру, в процессе исполнения асаны адхо мукха шванасана (позиции собаки, морда которой обращена книзу) полностью выпрямляют ноги и удерживают спину в идеально ровном состоянии (ведь именно так показано на иллюстрации).

От этого происходит очень сильное натяжение задней поверхности бёдер, подколенных сухожилий и ахиллового сухожилия. В голове у практикующих при этом может появиться мысль про растяжку с помощью такой асаны и приближение к её правильному исполнению.

Когда же вы приходите на занятия с инструктором, то с удивлением обнаруживаете, что в указанной позиции должно отсутствовать сильное напряжение мускулатуры задней поверхности бёдер. Самое важное условие асаны – выпрямление (но физиологичное, а не по струнке смирно) и полноценное расслабление спины, а не вытягивание ног.

В случае же когда не удаётся зафиксировать тело на полной ступне и прямых ногах, допускается отрывание пяток от поверхности и небольшое сгибание коленей. При этом основное внимание в асане всё равно уделяется области спины.

Получается, что когда вы выполняли такое упражнение самостоятельно, то не просто не приближались к верному результату, а напротив, отодвигались от него, стараясь максимально повторить то, что изображено на картинке. А в действительности правда заключается в том, что если вы являетесь новичком, то попросту не имеет шанса на выполнение асаны так, как это указывает инструкция.

В качестве ещё одного хорошего примера можно назвать асану урдхву мукху шавасану (или позицию собаки, морда которой обращена кверху). При выполнении её согласно инструкции, вероятнее всего, вы столкнётесь с напряжением в районе поясницы. А при наличии проблем со спиной, дискомфорт будет сохраняться на протяжение ещё какого-то времени после того, как тренировка завершится.

На групповых же занятиях йогой мы узнаём, что в процессе исполнения данной асаны рекомендовано направлять плечи вперёд (не отдельно с округлением грудного отдела, а совместно со спиной), а пятками – тянуться назад. При создании подобного натяжения допускается свободное опущение таза на пол и вы не ощутите никакой напряжённости в области поясницы.

Инструкция не расскажет вам про верное исполнение асаны, поэтому примите во внимание, что самостоятельный поиск правильной позиции довольно трудоёмкий, если вы не адаптированы к экспериментам с изменением положения своего тела.

По описанным выше примерам вы наверняка смогли понять, что не имея помощи профессионального высококвалифицированного инструктора вам будет очень трудно обнаружить правильную позицию своего тела в пространстве и выполнить асаны, не причинив при этом вреда своему позвоночнику. Так где же вы сможете получить необходимую помощь?

Как обучиться правильному выполнению асан?

Для этого понадобится выполнение трёх пунктов, про которые более детально я расскажу вам дальше.

Первый момент – нахождение тренера

Квалифицированный тренер с опытом работы сможет разъяснить вам, в каких мышцах либо областях тела вы должны ощущать напряжённость, а в каких – напротив, расслабленность. Также с помощью инструктора вы освоите технику правильного дыхания и «энергетических замков», стимулирующих деятельность внутренних органов.

Как минимум в процессе занятия вы всегда сможете задать ему вопрос, понять, правильно ли вы чувствуете себя в той либо иной позиции, должны ли вы ощущать напряжение или болевые ощущения в конкретных мышцах и связках или наличие напряжения – плохой знак.

Здесь отдельно следует отметить, что далеко не у каждого инструктора по йоге имеется достаточно высокая квалификация и багаж необходимых знаний и навыков. А поэтому придётся запастись терпением и понаблюдать за поведением тренеров по йоге. Определить опытного специалиста помогут следующие признаки:

  • Он обязан выстраивать ваше тело, поправлять все выполняемые вами асаны, а также говорить вам о тех ощущениях, которые возникают при условии правильного исполнения упражнений. Если же ваш тренер просто демонстрирует асану, при этом даже не покидает свой коврик, то подумайте, какой смысл ходить к нему на занятия? Куда более экономичным вариантом станет использование специального приложения либо просмотр роликов на ютубе.
  • Он обязан давать ответы по всем вашим вопросам. Если же тренер понятия не имеет о тех ощущениях, которые появляются в теле в процессе исполнения той либо иной асаны, не понимает, по какой причине у вас тянется поясница и не способен дать вам вразумительного совета, тогда хорошенько подумайте про его компетентность.
  • Общение с ним не должно провоцировать у вас отрицательные эмоции. Человек может обладать большим багажом знаний и умений, но при этом быть настолько негативным в плане коммуникации и преподавания, что вы будете ощущать внутренний дискомфорт на его занятиях.

Конечно, здесь можно парировать, что личность тренера не имеет огромного значения, но лично я убеждена в том, что из-за отрицательных мыслеобразов мы не можем сконцентрироваться на собственном организме и не способны грамотно исполнять асаны. Ведь в любом случае практики должны быть в радость, а не в напряг, разве не так?

Второй момент – доверие своим ощущениям

Если думать, что правильное выполнение асан заключается исключительно в точном их копировании с картинок, то для отстройки вы можете воспользоваться зеркалом. Но многие говорят про то, что зеркала, напротив, ухудшают практику, так как в этом случае вы меньше концентрируетесь на том, что чувствуете.

А это играет очень большую роль: тренер будет говорить вам, какие чувства вы должны испытывать в процессе исполнения асан, но вы также должны контролировать свои собственные ощущения.

Усвоение концепции правильных движений поможет вам заниматься без участия тренера, но в этом случае вам придётся ещё сильнее концентрироваться на том, что вы ощущаете в процессе тренировок.

Третий момент – займитесь анализом своего состояния после практики

Если вы желаете понять, подходит ли для вас конкретная разновидность спорта, тренер либо методика тренировок, стоит прислушаться к тем ощущениям, которые возникли в теле уже после занятий.

Поэтому после практики йоги займитесь тщательным анализом на наличие в теле какого-то напряжения, болезненных ощущений, напротив, чувства расслабленности, удовлетворения, разогретости и так далее. Отмечайте особенности своего внутреннего состояния: находитесь ли вы в состоянии упадка сил либо, напротив, чувствуете заряд бодрости и энергии?

Моё личное мнение по этому вопросу – если упражнения полезны для вас, тогда после них вы должны чувствовать себя хорошо. Если ваше тело ощущается после тренировок, как лёгкое и подтянутое, а вы чувствуете себя наполненными силой, бодрыми – значит, тренировка однозначно была для вас полезной и не прошла впустую.

Поэтому рекомендуется всегда внимательно следить за своим состоянием во время практик и обращать внимание даже на незначительные изменения в нём. А если что-то пошло не так – прекращайте тренировки или ищите другого инструктора по йоге.

Теперь вы знаете, что такое асаны в йоге, как их правильно выполнять и на чём делать акцент в процессе исполнения. Надеемся, что благодаря этим знаниям ваша практика станет ещё более осознанной и полноценной!

А напоследок обязательно просмотрите интересный тематический видео-ролик:

Главное в йоге – медитация. Однако во время занятий приходится выполнять необычные упражнения, балансировать и растягиваться. Эти положения называются асанами, что в дословном переводе с санскрита означает «место для сидения». Все асаны в йоге выполняются осознанно, с приятным усилием и без лишнего напряжения. Во время практики тело человека принимает формы, напоминающие разных существ. Так, очень популярна поза кобры в йоге – Бхуджангасана. Не менее известна Баддха Конасана – классическая поза бабочки в йоге, которая помогает беременным готовиться к родам. Помимо простых базовых асан существуют и замысловатые, такие как Маюрасана. Трудновыполнимая поза павлина в йоге даже имеет несколько уровней сложности. Существуют и другие позиции, которые не меньше способствуют сбалансированному физическому и психоэмоциональному развитию человека. Какими они бывают – рассмотрим дальше.

Каждое название состоит из нескольких частей. «Асана» – второй элемент слова. Первая часть может означать предмет, имя изобретателя, растение, живое существо (например, Бакасана – поза журавля или ворона в йоге). Образы зверей отмечены как в санскритских названиях, так и в переведенных английских.

В йоге упоминаются: лебедь, лягушка, змея, голубь, кошка, скорпион, кролик, черепаха, саранча, верблюд. Это далеко не весь перечень живых существ, у которых человек может многому научиться: мудрости, проворности, быстрой реакции, терпеливости.

Согласно древним трактатам, прежде чем получить человеческое тело, люди проживают череду жизней в телах живых существ. Душа должна выполнять заповеди каждого животного, за что вознаграждается его положительными качествами. Если предписания нарушаются, то человеку передаются пороки и заболевания. Так формируется карма человека.

Устранить нежелательные отпечатки прошлых жизней помогают асаны. Человек, регулярно практикующий йогу, со временем сжигает свою отрицательную карму и получает взамен положительную. В начале пути йогин нейтрализует негативные тенденции и болезни отходят на второй план. Но стоит ему на начальном этапе прекратить практиковать йогу, как все возвращается на круги своя.

Сколько асан в йоге?

В индийской практике столько же поз, сколько и видов живых существ. Согласно древним текстам, их 8,4 миллиона. Интересно, что выводы древних мудрецов близки к подсчетам современных ученых, по оценке которых сейчас на планете обитает примерно 8,7 миллионов видов живых организмов.

Шиве, великому божеству из индийской мифологии, были под силу все 8 400 000 поз древней йоги, ведь у него было необычное тело с четырьмя руками. Такое количество асан не по силам человеку, поэтому Шива обозначил основные 84, которые могут использовать люди.

В 1975 году знаменитый ветеран йоги Шри Дхарма Миттра решил найти все позы из древней йоги. Он посвятил изучению трактатов несколько лет и нашел 908 разных асан с описанием.
Вместе со всевозможными вариациями их получилось 1300. Он повторил каждую позу, объяснил ее значение и разработал схему с подробными фото.

Учителя продолжают придумывать новые асаны, а в старые добавляют свои элементы. Но не обязательно изучать все существующие позы. Главное – выполнять базовые положения, без которых практика не будет продуктивной и полноценной.

Как правильно выполнять асаны?

Профессиональные спортсмены имеют превосходную гибкость и регулярно растягиваются на тренировках, но зачастую недовольны собой и страдают из-за проблем со здоровьем. Все потому, что они тренируют только свое тело, оставляя разум и психику нетронутыми.

Нельзя достигнуть просветления и получить максимальную пользу от асан, бездумно повторяя движения. Чтобы обратится внутрь себя, нужно соблюдать правила:

  • неподвижность (кроме некоторых поз в сидячем положении);
  • ментальная тишина;
  • максимальное расслабление;
  • правильное йоговское дыхание и плавное наполнение легких воздухом.

Для каждой асаны нужно делать от 3 до 10 дыхательных циклов (вдохов-выдохов). Во время занятий недопустима нестерпимая боль, которая в йоге считается страданием организма – физические истязания не способствуют достижению внутреннего баланса и гармонии.

Огромное преимущество занятий состоит в том, что человек с любым уровнем физической подготовки может практиковать йогу. У каждой позы есть базовый вариант исполнения, упрощенный и множество сложных модификаций. Помимо асан частью практики являются:


Классификация асан

Существует множество разных классификаций асан, поскольку учителя из разных школ йоги (Айенгара, Бикрам, Аштанга Виньяса, Кундалини и пр.) могут иметь свое видение на этот счет. В целом йогические позы можно разбить на универсальные группы:

  • В сидячем положении . Эти позы улучшают подвижность тазобедренных суставов, снимают напряжение в горле и диафрагме, часто применяются для медитации. Со стороны они кажутся простыми, но требуют хорошей растяжки и подготовки, поэтому у неопытных йогинов часто вызывают дискомфорт. При выполнении важно следить, чтобы спина оставалась прямой. Легко даются новичкам сидячая поза героя и верблюда в йоге (Уштрасана), а также наклон сидя с широко расставленными стопами (Упавиштха Конасана). Не менее полезны сидячие позы алмаза, лотоса, цапли, коровы, лодки, гирлянды, жезла.
  • В положении стоя . Такие позиции появились позже остальных. Они укрепляют мышцы ног, улучшают функциональные характеристики иммунной системы, развивают способность к сосредоточению и позволяют делать сложные для новичка позы йоги без боли и травм. Некоторые из них: поза благого воина в йоге, орла, аиста, стула, вытянутого бокового угла.
  • С наклоном туловища вперед . В таких позициях развивается гибкость спины, массируются органы брюшной полости. Наиболее известны: Пашчимоттанасана (наклон вперед сидя), Джану Ширшасана (вытягивание вперед к одной ноге) и Ардха Ширшасана (поза дельфина), Уттанасана (наклон к ногам стоя).
  • Прогибы назад . Главный эффект заключается в выпрямлении и увеличении подвижности позвоночника. Важно в обратных прогибах избегать предельных положений и болей. Чтобы защитить поясницу, подкручивайте вперед таз и напрягайте ягодицы. Лучшие прогибы: поза рыбы, верблюда, коровы, голубя, Сфинкса, танцующей собаки, кобры, рыбы, моста.
  • Скрутки . В позициях с поворотом корпуса огромное значение имеет ровное дыхание. Если дышать трудно, значит асана выполняется неверно. Поза мудреца Бхарадваджи, бога рыб, перевернутого треугольника заряжают энергией, стимулируют работу внутренних органов и расслабляют ум.
  • Перевернутые асаны . К этой группе относятся все стойки, в которых голова находится ниже туловища и ног. Самая популярная – поза свечи («березка»). Практика инверсий благоприятно сказывается на лимфатической, эндокринной, сердечно-сосудистой, респираторной системах. Однако эти асаны также могут нанести вред и имеют множество противопоказаний: высокое кровяное давление, болезни позвоночника (особенно выпадение дисков, грыжи), интоксикации, беременность, критические женские дни.
  • Балансовые позы . Сложные для новичков асаны требуют большой концентрации внимания и достойной физической подготовки. Они помогают лучше контролировать свое тело и снижают риск травм. Чтобы долго удерживать позу тигра, паука, дерева, петуха, орла или стола на одной руке, понадобится слаженная работа тренированных мышц.
  • Силовые асаны . Превосходно развивает выносливость, укрепляет мышцы и разгоняет метаболизм силовая йога. Такие занятия по душе мужчинам, которые хотят укрепить мужское здоровье и улучшить потенцию. Предпочитают их и тренированные женщины, которые любят небанальные силовые нагрузки. Особенно почитаемы опытными йогинами высокие выпады вперед и позы всадника, сумоиста, мудреца, семи точек, лодки, кузнечика, райской птицы, горы.
  • Позиции на расслабление . Собака мордой вниз и вверх, наклоны стоя, поза плуга, верблюда, кобры, журавля, крокодила, вытянутого ребенка и планка идеально подходят для выполнения в вечернее время. Они расслабляют зажатые в районе плеч и шеи мышцы, вытягивают позвоночник, улучшают кровообращение в тазовой области.
  • Комбинированные . В некоторых асанах сочетается силовая работа с умением сохранять баланс. Поза вороны и благополучия на плече, обратная и сложенная поза посоха и другие усложненные асаны под силу настоящим гуру и вызывают благоговейный трепет у начинающих. После растяжения и сжатия разных частей тела в них улучшается кровообращение, что оказывает положительное влияние на работу всех органов и систем.

В перечисленные позы выполняются не на полу, а с упором на гамак. Существуют и специальные позы для двоих и даже для трех человек. Осваивать их, как и позы на одного, желательно с опытным учителем на индивидуальном уроке или в группе. Самостоятельное изучение техники асан дома по наглядным фото или видео грозит травмами.

10 самых важных и эффективных асан

Инструкция по выполнению асан, без которых практику нельзя считать полноценной:

  1. Поза лотоса . Для выполнения Падмасаны сядьте на пол, согните ноги в коленях и положите правую ступню на бедро левой ноги. Пятка должна находиться на одной линии с пупком. Также поверх правой ноги расположите левую. Расслабьте плечи, вытяните спину и положите ладони на колени.
  2. Собака мордой вниз . Адхо Мукха Шванасана покоряется людям с хорошей растяжкой. Стоя на четвереньках (ладони на ширине плеч), упритесь руками в пол и поднимите вверх таз. Выпрямите ноги, ягодицы уведите назад и вверх, прогибаясь в пояснице. Спина, шея и руки должны составлять одну прямую линию, а пятки – плотно прижиматься к полу.
  3. Поза воина (героя) . В разных школах йоги существует от трех до пяти различных поз воина, но одна из важнейших по своему воздействию – Вирабхадрасана I. Выполняйте позу стоя с поднятыми вверх прямыми руками. Ноги расставьте в стороны на 120–140 см. Затем поверните корпус вправо вместе с правой стопой. Сгибайте правое колено (90°). Левую ногу вытяните, соедините ладони, запрокиньте назад голову и направьте взгляд вверх.
  4. Стойка на голове . Ширшасана – королева асан. Разрешается только одна попытка ее выполнения в день. Начинать тренироваться нужно в углу комнаты или вдвоем с помощником, который подстрахует в нужный момент. При потере равновесия нельзя прогибаться назад дугой, а необходимо согнуться в поясе и сгруппироваться для кувырка. Важно также найти точку опоры: сложите вместе ладони, отведите большие пальцы примерно на 90 градусов и установите их под ноздри, а указательные пальцы положите на лоб. Точка касания указательных пальцев со лбом – самое утолщенное место черепа и безопасный фундамент для асаны. Входить в стойку нужно поэтапно, подняв только одну ногу вертикально, а ступней второй прямой ноги упираясь в пол. Вес должен быть на предплечьях, а ладони – сомкнуты в замок на макушке.
  5. Поза вытяжения спины . Сидя на полу с прямыми ногами, наклоните туловище вперед, положите голову на ноги и обхватите руками стопы. В Пасчимоттанасане нельзя горбиться и нужно стремиться сделать поясничный прогиб.
  6. Поза змеи (кобры) . Лежа на полу лицом вниз, прижмите ладони к полу и поднимите вверх туловище. Важно в Бхуджангасане держать стопы вместе, сокращать ягодицы и бедра. Усложнить асану можно, подняв ноги и дотянувшись стопами до головы (поза дракона).
  7. Поза с опорой на плечи . Кхандарасана выполняется с упором на плечи и стопы. Чтобы принять позицию, лягте на спину, согните ноги и поставьте на пол стопы как можно ближе к ягодицам. Поднимите вверх таз, подведите руки под мостик и сомкните ладони в замок.
  8. Поза лука . Для выполнения Шалабхасаны лягте животом на пол, поднимите вверх согнутые в коленях ноги и потяните вверх голову с корпусом. Обхватите стопы руками, прогибаясь в пояснице.
  9. Поза зайца (луны) . Сядьте на ноги, расположив ягодицы между ступнями. Вытяните вверх руки, наклонитесь и опустите лоб перед коленями. Прижимайте бедра к животу, максимально тянитесь вперед, оторвав ягодицы от пола.
  10. Поза мертвеца (трупа) . Завершающая поза Шавасана расслабляет и настраивает на медитативный лад. Осваивается лежа на спине с закрытыми глазами: ноги вытянуты и разведены на расстоянии в полторы ширины плеч, руки лежат вдоль тела ладонями вверх. Инструкторы советуют для расслабления искать свой собственный метод приведения ума и тела в состояние полного покоя.

Для современного человека, привыкшего к суете и отдавшегося течению жизненных волн, йога – это возможность остановиться, зацепиться и замереть на некоторое время. К сожалению, практика не решает всех жизненных трудностей. Зато асаны позволяют найти баланс в моменты, когда кажется, что земля уходит из-под ног.

Одно из первых понятий, с которыми знакомится каждый, приступающий к практике йоги, это асана. Обычно мы довольствуемся объяснением о том, что эта специальная поза, которую принимает йогин, и редко задаемся вопросами - какое значение имеют асаны, и почему они именно такие.

О том, что такое асана и почему так тщательно нужно следить за правильным выполнением поз, мы беседуем с основательницей и ведущим преподавателем «Йога Айенгара Центра» Татьяной Бородаенко.


- Татьяна, что такое асана?

В одном из первоисточников йоги, трактате Патанджали, асана трактуется как удобное, приятное положение тела.


- Ничего себе удобное и приятное! Большинство поз даются практикующим с немалым трудом и требуют терпения и преодоления себя.

Не нужно трактовать древние тексты абсолютно буквально. Асана действительно будет удобной и приятной позой, но только если наше тело и ум развиты до совершенства. Человеку гармоничному, владеющему своими эмоциями, сознанием, концентрацией, с хорошей осанкой, сильным и гибким позвоночником, симметрично развитым телом не составляет труда выполнить любую из асан. Но много ли вы знаете таких людей?

Приятное положение тела для большинства из нас: сутулясь, скривясь, сидеть, опустив плечи и зажав шею. При этом нужно понимать, что тело страдает от нашей сутулости и кривизны и сигнализирует болезнями о том, что наше отношение с окружающими, с восприятием мира не гармонично и нуждается в корректировке. И в достижении гармонии именно йога и ее асаны могут нам помочь.

У асаны есть как бы два пласта - внешняя форма и внутреннее содержание. Наше физическое тело создает внешнюю форму асаны, за ней следует внутренняя форма асаны, которая отражает наше соответствие законам развития жизни Вселенной. Если эти законы соблюдаются, то поза работает сама за себя: идут правильные энергетические потоки, полноценная связь с внутренним «я», глубинными пластами нашего разума. Такое счастье дано совершенному человеку, к образу которого мы все стремимся.

Однако все мы далеки от идеала, наше тело нас не слушается, нам трудно даже соблюсти внешнюю архитектуру позы, не то что достичь ее внутренней гармонии. И это доставляет нам немало неприятных минут: тяжело осознавать, что ты не совершенен, переживать разочарование собой. Когда мы встаем в асану, то первое - это волна дискомфорта, мы испытываем неприятные ощущения на физическом и на ментальном уровне. С другой стороны, нет большего счастья, когда после упорной работы над собой ты поднимаешься на одну ступенечку выше, делаешь маленький шаг на пути к самосовершенствованию, когда вчерашняя невыполнимая асана вдруг становится простой и приятной позой. Вслед за этими чисто физическими изменениями в нашем теле происходят и другие - на нравственном, ментальном уровне, мир вокруг становится лучше и светлее.


- Многим людям, начинающим практиковать йогу, хочется сразу встать в сложную, эффектную позу, поразить других своими умениями.

Это эгоизм и тщеславие, стремление выглядеть лучше, чем мы есть. За счет упрямства и чрезмерных усилий можно заставить тело принять какое-то положение. Однако если тело не умеет работать в таких позах, асана выполняется за счет гибких частей тела, прогибов, если не развиты руки и ноги, мелкая мускулатура спины, то позы будут выполняться за счет резервов поясницы, еще больше разрушая и без того страдающий отдел спины.

Может быть, на неискушенный взгляд поза и будет выглядеть красиво, но со временем форсированный подход к практике йоги неизбежно вызовет проблемы, причем не только с поясницей, спиной, но и с внутренними органами, потому что все в нашем теле взаимосвязано. К слову, любое ухудшение здоровья - сигнал о том, что практика идет неверно и в ней нужно что-то менять.

В итоге люди, которые мечтали поправить здоровье и научиться владеть своим телом, получают прямо противоположный результат и делают вывод: йога плоха, йога не для меня.

Однако в природе законы развития и совершенствования одни для всех, независимо от того, понимаем мы их или нет. И если мы их не соблюдаем, то наступает неизбежный дисбаланс.

Поэтому нужно смириться со своим несовершенством, начать с азов, при этом научиться видеть внутренним взором образ идеальной асаны с правильной геометрией - отражение формы, существующей в высшей природе. Ведь асаны, их геометрия придуманы не просто так: они - отражение идеальной геометрии, по которой создана материальная Вселенная.

Вот мы встаем, представляем себе идеальную позу. И пусть мы не можем выполнить ее правильно - нас выручат вспомогательные материалы: подкладки, ремни, кирпичи. Начинаем воспитывать тело: оно привыкло сутулиться, а мы втягивает лопатки, вытягиваем грудной отдел, вытягиваем ноги и освобождаем поясницу. Это тот самый случай, когда форма меняет содержание.

Когда мы хоть немного приближаемся к идеальной форме, улучшается настроение, решаются сложнейшие проблемы со здоровьем. Это настоящее волшебство воздействия йоги, ставшее реальностью, потому что мы на какое-то мгновение приходим к единению с формами и законами природы.


- Итак, идем от простого к сложному?

Как и всегда в этом мире. Если продолжить аналогию с геометрией, то есть простые фигуры - квадрат, треугольник, круг. Из них можно составить любые композиции. Так и с асанами: нужно в совершенстве осваивать простые позы, тогда из них легко сложатся и самые виртуозные.

В йоге вообще понятия простого и сложного очень условны. Самые трудные асаны - это на самом деле не замысловатые «узлы» и силовые стойки, а Тадасана и Шавасана. Для многих становится открытием, насколько тяжело заставить тело стоять правильно и ровно.

А Шавасану многие на первых порах вообще не выносят. Эта поза внешне примитивна, но когда мы погружаемся в свой внутренний мир, это пугает: наш ум привык работать с внешними проявлениями, мы всегда реагируем и анализируем то, что происходит снаружи. Но ведь внутри нас тоже целый мир. Если мы откроем этот мир в самих себе и научимся черпать из него силы, то и мир вокруг изменится.

Помните: практики хатха-йоги, асаны и пранаямы предназначены в конечном счёте для развития качества человеческого сознания, а не просто качеств тела и ума.

Свами Сарасвати

Н екий человек приходит на первое занятие йоги. Встаёт на коврик, тянется, гнётся, напрягается и расслабляется – он впервые выполняет непривычные гимнастические упражнения, называемые преподавателем «асанами». Практика заканчивается: в теле приятная усталость, в уме спокойствие и умиротворение. Некий человек уходит домой. Йога для него остаётся всего лишь интересной и притягательной вариацией фитнеса. Стойка на голове, поза лотоса, замысловатые балансы и гибкое тело – совершенствование асан становится для практика конечной целью. Ошибочно…

Так что же есть асаны хатха-йоги? Зачем необходимо физическое самосовершенствование? Как и почему тело необходимо познавать и укрощать? Попытаемся разобраться с этим понятием, чтобы практика всех начинающих йогов и йогинь стала чуть более глубокой и осознанной.

Согласно классическому подходу к йоге, известному как Восьмичастная йога Патанджали (II в до н.э.), асана есть устойчивая и удобная сидячая поза. Вместе с ямой, ниямой, пранаямой асана входит в так называемую внешнюю ветвь раджа-йоги. Раджа-йога, в свою очередь, направлена на контролирование ума посредством медитации, осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.

То есть после усвоения обетов ямы и ниямы асана помогает человеку подготовить тело и вместе с пранаямой сделать первый шаг к глубоким медитативным практикам, в которых он сможет постигать свой внутренний мир и продвигаться по ступеням саморазвития вплоть до самадхи. Поэтому в йога-сутрах Патанджали из многочисленных асан хатха-йоги внимание уделено лишь медитативным положениям, таким как падмасана и сиддхасана.

Древний текст «Хатха-йога прадипика», записанный в XV веке Свами Сватмарамой, представляет асану как первую часть хатха-йоги. В шлоке 17 записано, что «практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела». Асана рассматривается здесь как специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры.

То есть во время занятий хатха-йогой происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт изменения потоков праны. Практика асаны представлена как наиболее важная часть в хатха-йоге, поскольку наращивание контроля над телом в конечном итоге позволяет приобрести контроль над умом.

Несмотря на подробное описание и детальное изучение асан, Сватварама в шлоке 67 напоминает, что «асаны и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги, пока не будет достигнут результат в раджа-йоге». Тем самым хатха-йога представляет собой динамичный и подготовительный базис для кульминационной раджа-йоги.

Изучая первоисточники, мы видим, что хатха-йога и совершенствование асан рассматриваются не как самоцель, не как оздоровительная практика, а как ступень самосовершенствования, которая предшествует длительному путешествию человека в свой внутренний мир и осмысленное восприятие реальности. Практика асан позволяет испытать три уровня саморазвития: внешний, который делает тело более сильным; внутренний, позволяющий уму быть устойчивым; и наконец, более глубинный, укрепляющий и преобразующий Дух человека.

Внешний уровень. Физический аспект асаны

Современный человек отделил тело от разума, а душу выбросил из повседневной жизни, забыв, что только единство этой троицы обеспечивает ему здоровье и возможность развиваться. Хатха-йога позволяет вернуть пристальное внимание к телу. Во время занятий человек понимает, что здоровье не купишь и не обретёшь, выпив таблетки; оно зарабатывается потом, трудом, уважением и дисциплиной. Здоровье через практику асан предстает в новом свете – не как готовый результат, а как постоянный и непрерывный процесс.

Интерес к асанам ради здоровья, поддержания формы и развития гибкости – извечные поводы заняться йогой. Но это благотворное воздействие не ограничивается лишь анатомическим и внешним эффектом. Крепкое тело – лишь достойное основание йоги, но не конец пути. Здоровье в йоге рассматривается как возможность свободно заниматься духовным поиском. Тело предстаёт как инструмент и ресурс, которым нас снабдили на пути к достижению внутренней свободы. Ведь пока человек не обрёл здоровья, его сознание будет обречено пребывать во власти тела, и, тем самым, он не сможет развить и успокоить ум. Будда говорил: «В неукрощённом теле – неукрощённый ум, власть над телом даёт власть над умом».

Однако укрощение тела – непростая задача. Практикуя асаны и укрепляя тело, человек неизбежно сталкивается с болью. Боль причиняет не йога сама по себе. Боль всегда присутствует в теле, просто она скрыта. Человек годами существует, практически не осознавая тело. Когда начинаются занятия, болевые ощущения одномоментно всплывают на поверхность. Атрофированные мышцы, которые мы пытаемся разрабатывать, вдруг начинают громко заявлять о себе. Важно понять, что в йоге боль – это учитель. Асаны помогают развивать терпимость в теле и уме, чтобы в жизни нам было легче переносить напряжение. Прогибы назад позволяют вырабатывать мужество и стойкость, балансы воспитывают терпение, вытяжения развивают гибкость, скручивания и перевернутые асаны учат смотреть на мир под другим углом.

На внешнем уровне развития знание добывается через практику асан только в борьбе, терпении и дисциплине. Преодоление боли, умение находить удобство в дискомфорте, а также умение двигаться сквозь напряжение приближает человека к духовному смыслу йоги – обретению внутренней свободы через страдание. Через практику асан и преодоление боли виднеется свет самопознания.

Внутренний уровень. Асана как рычаг к преобразованию ума.

В нынешнем мире человек использует своё тело так, что перестаёт его чувствовать. Передвигаясь от кровати к машине, к столу, снова к машине и кровати, он перестаёт воспринимать тело осознанно. Хатха-йога учит наделять наши движения интеллектом, превращая их в действие. Во время выполнения асан мы развиваем острую чувствительность, учимся находить тонкую грань между эгоистическими порывами и реальными возможностями тела.

Каждая клетка во время занятия словно становится осязаемой. Постепенно развивается внутреннее видение, отличное от обычного наблюдения глазами. Например, сгибаясь в Пашчимоттанасане, человек не просто видит колени и пытается дотянуться до них лбом, он чувствует натяжение мельчайших мышц в ногах, руках и спине. Внимательно отслеживая работу в асане, у йога появляется возможность наблюдения не через зрительное восприятие, а именно через осознанность и подключение интеллекта к пониманию собственной плоти.

Только наличие разума и чувствительности во время выполнения асаны позволяет телу развиваться. Ведь как только теряется невидимый контакт ума и тела, асана становится безжизненной, вялой, и поток осознанности гаснет.

Развитие осознанности в асане – это не просто концентрация и острота наблюдения за руками и ногами, это, прежде всего, стремление к гармоничному взаимодействию тела и ума. Осознанность в асане – это состояние, когда понятия объект и субъект исчезают, а действие и внутренняя тишина идут рука об руку. Только в случае, когда тело осознается во внутреннем безмолвии от предплечий до кончиков пальцев, от бедер до подошв ступней, от основания позвоночника до макушки головы, ум становится пассивным и учится расслабляться. Состояние бдительного покоя в асане останавливает и преобразует ум, превращая йогу из физической в духовную практику. Свобода тела порождает естественный эволюционный переход к свободе ума, а далее – к наивысшему освобождению Духа.

Именно через развитие осознанности в асане, через умение останавливать вихрь мыслей и эмоций, мы подготавливаем тело к медитации и самосозерцанию. В одной из видеолекций Андрей Верба говорит: «Асаны необходимы, чтобы человек подготовил тело к внутреннему самопознанию. Асанами мы раскрепощаем суставы, укрепляем мышцы и, тем самым, готовимся сесть в стабильную позу и посидеть хотя бы час с закрытыми глазами». Развитие осознанности на базе тела служит якорем для концентрации: во время медитативной практики для остановки возбужденного и беспокойного ума, преследуемого воспоминаниями, суждениями и фантазиями, мы всегда можем обратиться к физическому опыту и перенести внимание на телесные ощущения и дыхание, возвращаясь в настоящий момент. Через практику асан мы развиваем умение перенаправлять внимание, погружаться в себя и стопроцентно пребывать в ощущении «здесь и сейчас».

Глубинный уровень. Асана как стадия духовного развития

Упорная практика асан и пранаямы позволяет нам приблизиться к глубинному уровню йоги, когда приходит понимание, что развитие материальной оболочки не есть самоцель. Тело необходимо познавать и усмирять не ради удовольствия и самолюбования. Достижение спокойствия в каждом суставе, в каждой мышце необходимо лишь для того, чтобы приблизиться к освобождению души из оков материальности. Когда мы способны осознавать своё тело и контролировать ум, наконец появляется возможность обратиться к внутреннему миру. Через практику асан мы постепенно приближаемся от периферии к центру, от поверхности тела к уровню сердца. На глубинном уровне человек прорабатывает асаны не из эгоистических побуждений: ради здоровья, красоты или остроты ощущений, а ради достижения Самости и близости к божественной сути. Претерпевая страдания в асане и сопротивление Эго, мы растём духовно, развиваем сознание от простого к сложному, эволюционируем, тем самым, гармонизируем организм с природой и выражаем глубокую преданность Богу. Внимательная работа с телом помогает нам постепенно двигаться от грубого телесного уровня к ментальному и духовному, шаг за шагом постигая своё изначальное «Я». Как сказал известный учитель йоги Б.К.С Айенгар: «Реализовывать божественное экзистенциальное предназначение можно только с помощью воплощенного инструмента Души – бренного тела из плоти и крови».