Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Реферат

На тему: «Как влияют занятия физическими упражнениями на развитие телосложения и здоровья»

Омутнинск, 2015 год

Содержание:


Введение

1. Особенности телосложения человека

2. Типичные варианты телосложения (конституции) человека

3. Влияние занятий физическими упражнениями на развитие телосложения

Заключение

Введение

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Физическое здоровье человека определяется комплексом взаимосвязанных факторов, характеризующих физическое состояние организма:
1.функциональным состоянием органов и систем;

2.уровнем физического развития;

3.степенью развития физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).

Физическое развитие есть совокупность морфофункциональных показателей, характеризующих развитие организма, важный критерий состояния здоровья. Для его изучения применяют методику антропометрических исследований (от греч. anthropos - человек, metreo - мерить, измерять).

Телосложение (конституция, от лат. constitutio - устройство, состояние) есть совокупность особенностей строения, формы, величины и соотношения отдельных частей тела человека и является одним из критериев физического развития.

1. Особенности телосложения человека

Гармоничное телосложение определяется с учетом конституциональных особенностей.

Конституция (от лат. constitutio - установление, организация) - комплекс индивидуальных, относительно устойчивых морфологических, физиологических и психических свойств организма, обусловленных наследственной программой, а также длительным, интенсивным влиянием окружающей среды.

Конституция определяет особенности физического развития, темпов роста и полового созревания, биологического возраста, состав и строение тела, физиологические параметры жизненных функций и обмена веществ, психологические черты личности.

2. Типичные варианты телосложения (конституции) человека

Чаще всего выделяют три типа телосложения в зависимости от того, какой из компонентов тела преобладает в развитии – костная ткань, жировая или мышечная.

Типы телосложения человека: а – торакальный (грудной); б – дигестивный (брюшной); в – мышечный (атлетический)

3. Влияние занятий физическими упражнениями на развитие телосложения

Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик человека. Люди, с детства занимающиеся различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями. Это увеличивает силу мышц и оказывает благотворное влияние на состояние костей и суставов. Мышцы при выполнении физических упражнений выступают в качестве активного раздражителя, влияющего на питание костей и их рост. Кости начинают приобретать прочность, движения в суставах - большую свободу, плавность. Особенно ценными считаются упражнения, которые включают прыжки и всякого рода подскоки.

Недостаток движений ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружается в глубокий «сон». Чтобы мышцы украсили торс своим рельефом и были сильными, а связки могли выдерживать большие нагрузки, их надо тренировать. Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность, характер проявления силы и другие их функциональные качества.

Заключение

Способ достижения гармонии человека один – необходимо систематически выполнять физические упражнения, но необходимо следить за состоянием здоровья – это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда при выполнении упражнений.

Список используемой литературы


1. Зайцева В. Конституция, телосложение, характер -http://zdd.1september.ru/2009/17

2. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 2012.

3. Особенности подготовки и проведения туристских походов (выполнить практическое задание по ук­ладке рюкзака).

1. Во всех видах легкой атлетики чаще всего встре­чаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочно­го аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, го­ловки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного от­дела позвоночника). Прежде чем приступить к заня­тиям, необходимо выполнить следующие условия:


  • тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;

  • правильно спланировать ход занятия и физиче­ские нагрузки;

  • проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;

  • в жаркое время резинобитумные и синтетиче­ские дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить. В случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью;

  • перед выполнением прыжков в длину необходи­мо перекопать песок в прыжковой яме и убедиться, что в нем нет предметов, которые могут стать при­чиной травмы (битых стекол, обрезков металла, камней и т. д.);

  • надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с не­скользкой подошвой;

  • провести разминку.

Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иног­да наблюдается гравитационный шок - кратковре­менная потеря сознания в результате резкой оста­новки после интенсивного бега.

2. Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик челове­ка. Люди, с детства занимающиеся различными фи­зическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Вопрос о пропорциях тела издавна интересует ученых. Еще в древности считали, что пропорциональным следует считать те­лосложение, при котором ширина разведенных в стороны рук равняется росту тела. Высота головы должна, по мнению некоторых ученых, уклады­ваться в длине тела взрослого человека восемь раз, ширина плеч - составлять четверть роста, окруж­ность груди - равняться удвоенной окружности талии. Занятия тем или иным видом спорта накла­дывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо раз­витой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружно­стью бедер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой жизненной емкостью легких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко выраженными линиями мускулов. Тяжело­атлеты (гиревики), наоборот, часто имеют относи­тельно недлинные ноги, мощное широкое тулови­ще, очень рельефные мышцы спины, плечевого по­яса, рук. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнения­ми. Это увеличивает силу мышц и оказывает благо­творное влияние на состояние костей и суставов. Мышцы при выполнении физических упражнений выступают в качестве активного раздражителя, влияющего на питание костей и их рост. Кости начинают приобретать прочность, движения в сус­тавах - большую свободу, плавность. Правильно проводимые занятия могут способствовать росту костей в длину и после 20, и даже после 25 лет, ког­да окостенение скелета в основном уже завершено. Особенно ценными считаются упражнения, которые включают прыжки и всякого рода подскоки.

Недостаток движений ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружает­ся в глубокий «сон». Детям с развитой мускулату­рой легче учиться. Они меньше устают, быстрее восстанавливаются, сделать успевают больше, чем их сверстники, ведущие малоподвижный образ жизни. Чтобы мышцы украсили торс своим релье­фом и были сильными, а связки могли выдержи­вать большие нагрузки, их надо тренировать. Одна­ко следует учитывать, что увеличение одних мышц при заметном отставании других может привести к искривлению позвоночника. Преобладание силы сгибательной мускулатуры над разгибательной вы­зывает сутулость. Преимущественное развитие си­лы мышц груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему в подростковом возрас­те задачей номер один должно быть во время любых тренировок предупреждение нарушения осанки и ее исправление.

3. Участие в туристских походах способствует раз­витию таких качеств, как инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и дисциплини­рованность. Документом, дающим право на прове­дение однодневных и многодневных некатегорийных пеших походов (путешествий), является марш­рутный лист, экспедиционное удостоверение или путевка, а для походов I-III категорий сложнос­ти - маршрутная книжка. В категорийных путе­шествиях могут участвовать школьники не моложе 14 лет, имеющие опыт участия в небольших турист­ских путешествиях. Каждый участник похода дол­жен пройти медицинский осмотр и получить разре­шение врача. Прежде всего надо точно определить его цель, район проведения, а затем приступить к разработке маршрута (наметить путь следования, остановки для наблюдений и отдыха, определить продолжительность похода, составить расписание маршрута в часах). Намечая маршрут, необходимо придерживаться следующих норм. Для одноднев­ных походов протяженность пути (в оба конца) не должна превышать 15 км - для учащихся 13- 14 лет, 20 км - для туристов 15-17 лет. Протя­женность двухдневных походов соответственно 24 и 35 км. Средняя скорость движения - 3-4 км/ч. Привал на обед занимает около 4 ч; назначать его следует в самое жаркое время дня (11.00-15.00). На месте ночлега (при многодневном походе) туристы должны быть не позднее чем за 2 ч до на­ступления темноты. Руководитель похода предвари­тельно проходит по намеченному маршруту и прове­ряет, не перегорожен ли где-нибудь путь, не разру­шен ли мост, удачно ли намечены места для привала, купания, ночлега; нет ли в районе прове­дения похода эпидемических заболеваний и т. д. По результатам разведки маршрут похода уточняется. Перед отправлением участники похода знакомятся на схематическом плане (самодельном или скопиро­ванном с карты) с путем следования, местами оста­новок, купания, ночлега. Следует заранее проду­мать и наметить план проведения похода. От того, как будет организовано движение группы в пути, во многом зависит успех похода. В походе необходимо экономить энергию. Один из способов ее сохране­ния - выработка походки. Не надо раскачиваться на ходу; в этом случае путешественник выполняет за день огромное количество лишней работы. Идти надо, слегка согнув ноги в коленях, не полностью распрямляя ногу во время отталкивания, и не стре­миться делать большие шаги. На ровной дороге ногу ставят сначала на каблук, потом на всю ступню; на подъемах - на всю ступню; на крутых песчаных спусках - только на пятку, резко вдавливая ее в грунт; при движении поперек склона одну ногу ста­вят вдоль склона, носком вниз, а другую - поперек. При подъеме в гору не следует разговаривать и кри­чать: это сберегает энергию и не нарушает необходи­мого при подъемах равномерного дыхания. Ско­рость движения группы зависит от качества дороги и тренированности туристов. На ровной, гладкой дороге скорость может достигать 4 км/ч. На подъ­емах и крутых спусках, на скользкой и каменистой дороге группа идет медленнее. В начале пути (15- 20 мин) тоже следует идти не торопясь, чтобы посте­пенно все втянулись в темп движения. В эти первые минуты выявляются все недочеты снаряжения. На остановке, после 15-20 минут хода, каждый устра­няет обнаруженные неполадки с обувью, одеждой или рюкзаком. В дальнейшем останавливаться можно не чаще, чем через 40-50 мин. Короткие (не более 10 мин) остановки-передышки надо делать в таких местах, где приятно отдохнуть (в тени, на мягкой траве). После 2-3 ч движения устраивается большой привал. На этом месте должны быть про­точная (лучше ключевая) вода, топливо для костра, укрытие от ветра и солнца. Отличное место для привала - берег реки, пологий склон сухого оврага, опушка леса. Здесь туристы должны прежде всего снять свои рюкзаки и сложить их в одном месте, а затем уже заниматься оборудованием лагеря. Обя­занности на привале надо распределить так, чтобы каждому нашлось дело. Когда разведен костер и все готово для приготовления пищи, можно выкупать­ся, если поблизости есть хорошее, проверенное мес­то для купания. После купания - обед, а затем - отдых. Когда привал окончен, костровой тушит кос­тер: угли и золу заливает водой, а кострище закла­дывает дерном или засыпает землей. Группа про­должает путь, все время сверяя свой маршрут по карте. Во время остановок на ночлег назначаются ночные дежурные (по двое). Задача дежурных - ох­ранять покой отдыхающих и поддерживать огонь в костре. Каждая смена дежурит 2 ч. В установленное время дежурные производят побудку группы. В слу­чаях каких-нибудь происшествий (появление посто­ронних лиц, сильный дождь, гроза) дежурные будят руководителя группы, докладывают ему и действу­ют по его указаниям.

Физическая нагрузка всегда была полезной для любого человеческого организма. Благодаря физическим упражнением происходит множество различных изменений, которые совершенствуют состояние человека как физическое, так и моральное. Вы же чувствуете изменения после разминки среди дня или после утренней гимнастики – как кровь бурлит по жилам, как улучшается самочувствие?

А многие после сна не как не придут в себя, пока не пройдутся до работы. Гимнастика, ходьба – все это самые простейшие упражнения на примере которых проще всего заметить влияние физических упражнений на человека. А что же происходит после них с человеком?

1. Занятия физкультурой обеспечивает нам получение двигательных навыков, которые, несомненно, необходимы в процессе жизнедеятельности. Происходит развитие ловкости и быстроты движений, которые осуществляет наше тело. Центральная нервная система контролирует каждое движение, каждый новый рефлекс, выработанный в процессе получения физических нагрузок. Организм тренируется, закаляется, и в дальнейшем преодолевать различные двигательные трудности нам будет все легче.

В процессе их улучшается работа каждого органа нашего тела, подвижность нервных процессов, как торможения, так и возбуждения, увеличивается. Движения нашего тела усовершенствуются, становятся более ловкими, сильными и быстрыми, происходит это за счет того, что организм приспосабливается быстрее реагировать на раздражения, идущие от мышц к мозгу.

2. Когда человек занимается физически, сила возникающих процессов (возбуждения и торможения) повышается, и напряжение мышц растет. Таким образом, меняется строение волокон мышц, то есть их объем увеличивается и утолщается. Регулярно занимаясь физическими упражнениями - можно увеличить мышечную массу за полгода.

Происходит по следующему принципу: в состоянии спокойствия, кровеносные капилляры закрыты и кровь по ним не протекает, а когда на мышцы действует какая-то силовая нагрузка - капилляры открываются, и кровь поступает в мышечные ткани раз в 30 больше, чем там есть крови обычно.

За время выполнения физических упражнений, образовываются новые капилляры, мышечная масса нарастает за счет увеличения веществ, которые при распаде образовывают много энергии.

3. Влияние на человека физических нагрузок ведет не только к увеличению мышечной массы. Его опорно-двигательный аппарат становится крепче, прочнее становятся кости и связки.

Регулярные физические занятия помогают не только сформировать пропорциональное тело у подростков, но и сохраняют красоту и стройность тела у пожилых людей. Человек, который мало двигается, обретает живот, осанка ухудшается. Такие люди, как правило, сутулые, их голова наклонена вперёд, поясница слишком прогнута, на спине горб. Но благодаря физическим упражнениям, всё вышеперечисленное можно исправить.

Существуют специальные упражнения для выравнивания осанки, для избавления от лишнего веса, для исправления искривления позвоночника. Очень полезно для организма заниматься плаванием, так как работают все мышцы.

4. Человек, который физически занимается, приобретает большую выносливость, может исполнять более сложные движения на протяжении долгого времени. Зависит это от органов кровообращения и дыхания, которые работают лучше.

Благодаря физическим тренировкам, человеческое тело любое свое действие приспосабливает к внешним раздражителям и условиям проведения данных действий. Мышцы работают интенсивнее, а значит, им требуется больше кислорода.

Скорость прилива крови в мышечную систему - увеличивается, кровь насыщается кислородом, это свидетельствует о том, что работа легких и сердца усиленна. В состоянии спокойствия из сердца в аорту попадает около 5 литров крови, а в нагруженном состоянии (во время физкультурных занятий) - до 40 литров крови.

5. Когда человеческое тело находится в спокойном состоянии, сквозь легкие проходит примерно 8 л воздуха, а в состоянии активного действия (бег, плавание, катание на велосипеде) количество увеличивается до 140 л воздуха за тоже время.

При систематическом выполнении физических упражнений увеличивается тренированность организма. Поэтому тренированные люди гораздо лучше приспособляют свое дыхание к нагрузке, которую совершают, это значит, что обычный человек поглощает до 3 литров кислорода, а спортсмены - до 6 литров кислорода, кроме того, у тех, кто регулярно занимается - кислородный долг образуется медленнее, то есть, организм получает столько кислорода, сколько ему требуется.

6. Влияние упражнений на организм и в том, что они улучшают состав крови, а это ведет к повышению иммунитета. Эритроциты необходимы для перемещения по крови кислорода, обогащения ими тканей и органов, и чем их больше, тем больше кровь насыщена.

Известно, что у тренированных людей эритроцитов больше. Те люди, которые часто занимаются спортом, болеют гораздо меньше тех, кто ведет пассивный образ жизни, а если они и заболевают, то выздоравливают быстрее, и с болезнью справляются лучше. У таких людей и количество сахара в составе крови стабильное, и почки быстро приспосабливаются к новым условиям.

Экзаменационные билеты по физической культуре 10 класс

Билет № 1

Влияние физических упражнений на телосложение и основные системы организма.

Систематические занятия физическими упражнениями и спортом благотворно влияют на развитие всех органов и систем организма.

Регулярные тренировки способствуют укреплению сердечной мышцы . Исследованиями установлено, что сердце тренированного человека при каждом сокращении посылает в кровеносные сосуды в 1,5 – 2 раза крови больше, чем сердце нетренированного человека, а стало быть способствует лучшему снабжению кислородом всех органов тела.

Тренированное сердце работает более экономно, меньше устаёт, становится выносливым к положительным нагрузкам, и после них восстанавливает обычный ритм работы.

Нетренированное сердце человека, ведущего неподвижный образ жизни, быстро устает, а значит, и плохо обеспечивает кровью периферические органы, особенно ткани конечностей. Мышцы не получают необходимых порций кислорода и не могут продолжать работу долгое время.

Итак, основная функция сердечно-сосудистой мышцы – доставка кислорода и питательных веществ клеткам и тканям. Особенно большую потребность испытывает в них растущий и развивающийся организм школьников. Снабжение кислородом тканей и клеток улучшается при увеличении ударного объёма сердца, т.е. когда при каждом сердечном сокращении выбрасывается больше крови. Этому как раз и способствуют физические упражнения. Поэтому важно, чтобы двигательный режим школьника был активным, чтобы не менее 2,5 – 3 часов в день он проводил в играх, упражнениях, прогулках на воздухе.

Под воздействием физических упражнений улучшается кровообращение в тканях всех органов человека. В мышцах занимающихся физической культурой значительно больше функционирующих капилляров, тогда как у ведущих малоподвижный образ жизни капилляры в мышцах находятся в сжатом состоянии, не пропуская кровь. Например, при долгом сидении за столом кровь застаивается в венах нижних конечностей, нарушается ток крови в сосудах, ткани плохо снабжаются кислородом, поэтому нарушается нормальная жизнедеятельность организма. Если же мышца работает, то количество действующих в ней капилляров увеличивается примерно в 100 раз, за счет чего резко улучшается кровоснабжение мышц, а значит, и их работоспособность.

Под влиянием физических упражнений хорошо развиваются лёгкие. У людей, систематически занимающихся спортом, значительно увеличивается ёмкость легких. Например, у спортсменов – гребцов она в 1,5 – 2 раза больше, чем у человека, не занимающегося физической культурой. Это значит, что при повышенной нагрузке лёгкие спортсмена способны перекачать большое количество воздуха, обеспечивая ткани и мышцы кислородом. Так же как и сердце, лёгкие у занимающихся физкультурой и спортом работают более экономно, дыхание становится глубоким, ритмичным и редким – 12 – 14 вдохов и выдохов в минуту, что значительно меньше, чем у нетренированного человека.

Подвижность грудной клетки и сила дыхательных мышц в значительной мере зависит от того, каким видом спорта в основном занимается школьник во внеурочное время. Наибольшая жизненная ёмкость лёгких наблюдается у пловцов, альпинистов, гребцов, бегунов, футболистов, волейболистов, баскетболистов и т.д.

Занятия физическими упражнениями оказывает большое влияние на правильное развитие костно-мышечной системы организма детей и подростков. Увеличиваются объём и сила мышц, подвижность суставов и связок. Также установлено, что под действием длительных и регулярных занятий спортом кости становятся толще, быстрее растут в длину. Правильное развитие костно-мышечной системы положительно сказывается на осанке, придаёт движениям человека лёгкость, плавность, красоту.

Систематические занятия физическими укрепляют центральную нервную систему . Занимающиеся физкультурой обладают хорошей двигательной реакцией, как правило, имеют более уравновешенный, спокойный характер, способны сдерживать отрицательные эмоции.

В процессе регулярных тренировок в сочетании с использованием естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) занимающиеся приобретают закалку, которая помогает организму бороться с различными простудными и инфекционными заболеваниями. Отмечена также профилактическая роль физических упражнений в отношении нервных расстройств, возникающих от перегрузок в учёбе, от неправильного режима дня. Таким образом, систематические занятия физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни изменяют, перестраивают весь организм школьника, вследствие чего укрепляется его здоровье и повышается работоспособность.

телосложения?

Правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный

отпечаток на внешний облик человека. Те люди, которые с детства занимаются различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Вопрос о пропорциях тела издавна интересует учёных. Ещё в древности считали, что пропорциональным следует считать телосложение, при котором ширина разведённых рук равняется росту тела. Высота головы должна, по мнению некоторых учёных, укладываться в длине тела взрослого человека восемь раз, ширина плеч - составлять четверть роста, окружность груди - равняться удвоенной окружности талии.

Занятия тем или иным видом спорта накладывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо развитой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружностью бёдер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой жизненной ёмкостью лёгких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, не резко выраженными линиями мускулов. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями.

3. Особенности подготовки и проведения туристских походов. Выполните практическое задание по укладке рюкзака.

Документом, дающим право на проведение однодневных и многодневных некатегорийных пеших походов (путешествий), является маршрутный лист, экспедиционное удостоверение или путёвка, а для походов I - Ш категорий сложности - маршрутная книжка. В категорийных путешествиях могут участвовать школьники не моложе 14 лет, имеющие опыт участия в небольших туристских путешествиях. Участники похода должны пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача. Прежде всего надо определить цель похода, район проведения, а затем приступить к разработке маршрута (наметить путь следования, остановки для наблюдений и отдыха, определить продолжительность похода, составить расписание маршрута в часах). Намечая маршрут, необходимо придерживаться следующих норм. Для однодневных походов протяжённость пути (в оба конца) не должна превышать: 15 км - для учащихся 13-14 лет, 20 км - для туристов 15-17 лет. Протяжённость двухдневных походов соответственно 24 и 35 км. Средняя скорость движения -3-4 км/ч. Привал на обед занимает около 4 ч; назначать его следует в самое жаркое время дня (11.00-15.00). На месте ночлега (при многодневном походе) туристы должны быть не позднее, чем за 2 ч. до начала



темноты. Перед отправлением участники похода знакомятся на схематическом плане

(самодельном или скопированном с карты) с путём следования, местами остановок, купания, ночлега. В походе необходимо экономить энергию. Один из способов её сохранения – выработка походки. Не надо раскачиваться на ходу; в этом случае путешественник выполняет за день огромное количество лишней работы. Идти надо, слегка согнув ноги в коленях, не полностью распрямляя ногу во время отталкивания, и не стремиться делать большие шаги. На ровной дороге ногу ставят с начала на каблук, потом на всю ступню; на крутых песчаных спусках - только на пятку, резко вдавливая её в грунт; при движении поперёк склона одну ногу ставят вдоль склона, носком вниз, а другую - поперек. При подъёме в гору не следует разговаривать и кричать: это сберегает энергию и не нарушает равномерного дыхания, необходимого при подъёмах.

В начале пути (15-20 мин.) следует идти не торопясь, чтобы по степенно втянуться в темп

движения. После 2-3 ч. движения устраивается большой привал. На этом месте должна быть проточная (лучше ключевая вода), топливо для костра, укрытие от ветра и солнца.



Обязанности на привале распределяются так, чтобы каждому нашлось дело. Группа на

протяжении всего похода сверяет свой маршрут по карте.

Укладка рюкзака: К спине укладывают мягкие вещи (одеяло, запасное бельё и т. п.),

сложенные по ширине спинки рюкзака. На дно помещают тяжёлые предметы, сверху -

лёгкие. В карманах рюкзака находится то, что может пригодиться в пути и на привалах.

Рюкзак должен быть уложен так, чтобы он стал как бы частью туриста и способствовал

сохранению правильной осанки.

БИЛЕТ№10

1. Какие требования безопасности необходимо соблюдать перед началом и во время занятий в тренажёрном зале?

Тренажеры сокращают срок обретения нужных двигательных умений и навыков примерно в 2-3 раза. Эффективны они и в том случае, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходимо восстановить силы, дать необходимую нагрузку обычно бездействующим

мышцам. Занятия на тренажёрах - прекрасное средство для профилактики гиподинамии. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский контроль и инструктаж по технике безопасности.

перед началом занятий необходимо:

Тщательно проветрить помещение, где установлены тренажёры;

Надеть спортивную одежду и обувь с не скользкой подошвой;

Убедиться в исправности и надёжности установки и крепления тренажёров, обнаруженные

неисправности устранить.

Во время занятий необходимо:

Выполнять упражнения на тренажерах только с разрешения

учителя (тренера);

При обнаружении неисправностей во время выполнения

упражнений немедленно прекратить тренировку и доложить об этом

учителю (тренеру);

2. Что понимается под физической культурой личности и в чём выражается взаимосвязь

с общей культурой общества?

Люди высокой духовной культуры много знают, умело пользуются полученными знаниями

на работе, дома, во время отдыха. Но человек должен быть ещё и здоровым, сильным,

ловким, выносливым. Такой человек может долго и много трудиться, не утомляясь, а

устав, быстро восстанавливать силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой

физической культурой.

Физическая культура- это часть общей культуры общества. Она включает систему

физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим

отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят общественная

и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и

закаливание. На ранних ступенях истории человек состязался в быстроте, силе, ловкости,

выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель

способствовали развитию необходимых физических качеств, помогали совершенствовать

навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физическая культура.

На каждом историческом этапе она имела свои специфические черты. В первобытном

обществе физическими упражнениями занимались все. Бег, борьба, занятия с тяжестями,

метания, прыжки, игры - вот средства физического воспитания того времени. Во времена

рабовладения физическая культура в основном существовала для правящего класса.

Важной формой физической культуры в то время были различные состязания, например

Олимпийские игры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех людей,

рождённых не в рабстве, обязательной тогда была военно-физическая подготовка. Свои

черты физическое воспитание имело в эпоху феодализма. Военно-физическая подготовка

феодалов велась в специальных рыцарских школах. Среди крестьян и ремесленников были

популярны различные игры, перетягивание каната, кулачные бои.

Передовые представители буржуазной интеллигенции Коменский Я.А., Руссо Ж.-Ж.,

Песталоцци И.Г. выдвигали в своё время проекты реформ системы образования, в которых

подчёркивалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания с начальных

(первых) ступеней образования.

В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и

имеет непосредственную связь с общей культурой общества. На занятиях физической

культурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но

воспитывают нравственные и волевые качества. Возникающие во время тренировок и

соревнований ситуации закаляют характер спортсменов, учат их правильному отношению к

окружающим.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры

общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне

развитой личности.

3. Почему необходимо отслеживать физическую нагрузку во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы? Составьте план одного занятия, указав применяемые нагрузки

Физическая нагрузка - это величина воздействия физических упражнений на организм

занимающихся. Результаты занятий зависят от интенсивности и объёма нагрузки. Под

объёмом понимают количество физической нагрузки за одну тренировку, неделю и т.д.,

выраженное в мерах времени, веса, длины и количестве выполнямых упражнений.

Интенсивность - это объём работы, выполненный в единицу времени.

Распределение нагрузки на занятиях должно соответствовать возрасту, физическим

возможностям, и степени тренированности занимающихся. Она должна повышаться

постепенно, от занятия к занятию. Слишком малая нагрузка не способствует развитию

физических качеств, а слишком большая нагрузка может привести к утомлению и

перетренировке. Непосильная физическая нагрузка вызывает одышку, лицо бледнеет или

краснеет, со лба струится обильный пот. Возникают ошибки при выполнении упражнений,

нарушается координация движений. Появляется вялость и раздражительность, пропадает

интерес к занятиям. 40

Чтобы представить необходимость отслеживания физической нагрузки во время

самостоятельных занятий, направленных на развитие силы, рассмотрим несколько

особенностей, касающихся этого двигательного качества.

Способность к проявлению наибольших по величине мышечных напряжений называется

силой. Без развития силы невозможно быстрое выполнение движений. К силовым

упражнениям относятся лазанье по канату, лестнице, шесту, поднимание тяжестей,

некоторые упражнения на гимнастических снарядах и др. На первом месте в силовых

упражнениях стоит работа мышц, производимая относительно медленно, но при большом

сопротивлении. Под влиянием таких упражнений мышцы быстро растут в объёме. Это

объясняется тем, что, если упражнения выполняются с предельным напряжением, но в

медленном темпе и чередуются с полноценным отдыхом, условия для кровообращения и

питания мышц наиболее благоприятные.

Для многих силовых упражнений, таких, например, как подтягивание из виса на

перекладине, поднимание тяжестей, характерно явление, которое известно под названием

≪натуживание≫. Оно состоит в том, что грудная клетка делается неподвижной вместе с

давление внутри грудной клетки резко повышается, вследствие чего нарушается ток крови

через лёгкие. Кровь скапливается в венах. В артериях же, идущих от сердца к мышцам и

внутренним органам, крови становится мало, она бедна кислородом, ткани тела не

получают нужного питания. После ≪натуживания≫ следует глубокий вдох, кровь из вен

быстро устремляется в правое предсердие, растягивая его сверх пределов. Это резко

нарушает кровообращение и может привести к острому расширению сердца и его

ослаблению.

Отслеживание физической нагрузки во время самостоятельных Занятий, направленных на

развитие силы, позволяет занимающемуся оценить свою реакцию на тренировочную

нагрузку.

План одного занятия на развитие силы Разминка. В течение 5-7 мин. сделать пробежку, выполнить круговые движения кистями рук, крути и махи руками, вращения туловищем, прыжки, выпрыгивания из полу приседа. I упражнение. Жим штанги лёжа: 2 подхода по 3 повторения со штангой 60%-ного веса от максимального результата - МТ (максимального теста), между подходами отдых 30 с, 1 подход по 4 повторения со штангой 70%-ного веса, отдых 90 с. Сокращённо нагрузку можно записать так: 6096/3x2 + 6096/4 + 7096/4.

II упражнение. Приседание со штангой на плечах: 6096/4x2 +70%/ЗхЗ.

III. упражнение. Подъём штанга на грудь в стойку: 6596/4x2 + 7096М

IV. упражнение. Подтягивание на перекладине: 2 подхода с количеством повторений,

равным 60-65% от максимального результата - МТ. Сокращённо нагрузку можно записать

так:2x60-65% МТ.

V. упражнение. Отжимание (сгибание и разгибание рук) в упорена брусьях: 2x60% МТ.

VI. упражнение. Поднимание ног в висе к перекладине: 2x60% МТ.

Завершать занятие следует успокаивающими и расслабляющими упражнениями. Для этого

использовать те же упражнения, что и для разминки, только выполнять их в медленном

БИЛЕТ№ 11

1. Какие меры безопасности необходимо соблюдать перед началом занятий по плаванию?

Прежде чем приступить к занятиям по плаванию, необходимо выполнить следующие

Между приёмом пищи и плаванием должен быть перерыв не менее 45 мин.;

Проводятся занятия строго по расписанию; прежде чем приступить к занятиям плаванием,

необходимо получить разрешена врача;

В раздевалку вход разрешается после сдачи специального пропуска;

Проводятся занятия только в присутствии преподавателя; опоздавшие к занятиям не

допускаются;

Каждый занимающийся должен иметь мыло, мочалку, полотенце и чистую спортивную

Перед началом занятий учащиеся должны тщательно вымыться в душевой с мылом и

мочалкой, на что даётся 10 мин. После занятий разрешается мыться не более 5 мин. (без

стеклянной посуде;

Плавать в бассейне разрешается: мальчикам в плавках, девочкам - в купальниках и

резиновых шапочках.

При организованном купании в естественных водоёмах следует оборудовать отведённое

для этого место и подготовить спасательные средства (спасательные круги, шесты, лодки и

т.д.). Необходимо убедиться, что температура воды не ниже установленной нормы (около

20° С). Перед входом в воду надо сделать разминку, выполнив несколько лёгких

физических упражнений.

2. Как и каким образом происходит влияние занятий физической культурой на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение)?

О вреде табакокурения, употребления наркотиков и алкоголя знают все, но эти пагубные

привычки для многих людей до сих пор остаются привлекательными со школьного возраста.

Чтобы получить более полное представление о влиянии занятий физической культурой на

вредные привычки, давайте сравним воздействие этих факторов на организм человека.

Влияние на организм человека физической культуры - Занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все системы организма. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают быстроту, силу, ловкость, выносливость, увеличивают сопротивляемость организма утомлению. Школьники, занимающиеся физическими упражнениями, имеют более высокую физическую и умственную работоспособность.

Влияние физических упражнений благоприятно сказывается на центральной нервной

системе и выражается в повышении силы и уравновешенности нервных процессов. Нервная

система становится пластичной, быстрее приспосабливается к различным видам работы, к

новой обстановке. Благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной

системы у подростков, систематически занимающихся физическими упражнениями,

оказывается более экономичной работа некоторых органов и систем при физической

нагрузке, Улучшается сон. Период засыпания становится короче, а сон глубже. 1е случайно

есть клиники, где в программу лечения больных с нарушением психикой входят ежедневные

успокаивающие пробежки.

Не следует забывать ещё об одном оздоровительном аспекте физических упражнений. Они

связаны с определёнными усилиями, совершив которые человек испытывает определённую

удовлетворённость, так как чувствует, что одержал победу над самим собой В результате

этого создаётся положительный эмоциональный фон который позитивно сказывается на

здоровье человека.

Для детей, страдающих от одиночества, очень важны коллективные занятия физическими

упражнениями и спортом. Особенно не полезны командные игры, способствующие

упрочению отношений внутри коллектива.

Влияние на организм человек а табакокурения наркотиков и спиртных напитков-

Курение оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, а через неё на другие

органы. Вместе с табачным дымом в организм поступают ядовитые вещества - аммиак,

никотин и др. При длительном курении происходит хроническое отравление никотином,

которое постепенно разрушает организм. Отмечены случаи, когда от курения у людей

возникало острое отравление.

Исключительно пагубное воздействие оказывает курение на детский организм. У детей

школьного возраста отмечаются снижение памяти, внимания, головной боли,

головокружение, повышение утомляемости. Табакокурение со временем может привести к

тяжёлым заболеваниям: гипертонии, стенокардии, возникновению хромоты, гангрены

конечностей.

Организму приносит вред и алкоголь. Некоторые считают, что пиво и водка, выпиваемые

регулярно в не больших дозах с целью улучшения аппетита, не вредны и даже приносят

пользу. Мнение такое неправильно, так как алкоголь ослабляет организм, разрушает

нервную систему, приводит к болезням сердца, печени, желудка v других органов. Под

действием алкоголя повышается хрупкость сосудов, и они разрываются, особенно в период

волнений и физического напряжения.

Наркотики коварны тем, что при их систематическом употреблении возникает

необходимость в постоянном увеличении доз, которые вызывают отравление организма с

нарушением физической и психической деятельности.

Из сравнений видно, что занятия физической культурой и вредные привычки (курение,

наркомания, алкоголизм) несовместимы. Одно ясно, что сознательное отношение человека

к собственному здоровью должно стать нормой поведения и главной отличительной чертой

культурной личности.