Гольф — это древняя игра, при которой мяч, загонялся деревянной клюшкой или палкой в лунку. В прообраз гольфа играли наверное во всех странах, где было нечто напоминающее газон (пастухи на пастбищах), а потому многие страны приписывают себе факт рождения игры в гольф.

Первое же письменное упоминание о гольфе, которое принято считать началом официальной истории игры, относится к 1457 году. Именно тогда король Джеймс запретил игру в гольф, поскольку ради нее его солдаты пренебрегали основной обязанностью - тренировками в стрельбе из лука . Запрет был выражен в постановлении парламента Шотландии.

Суть игры заключается в следующем. Используя различные клюшки (вуд, айрон и паттер), не менее двух и не более 14 необходимо загнать мяч в 18 лунок. Лункой называется как непосредственно само отверстие в земле куда закатывается мяч, так и специально подготовленная площадка длиной в несколько сот метров, и состоящая из стартовой зоны (ти), основной зоны (фервея) и специальной площадки (грин), где вырезана лунка. Все эти зоны различаются высотой травы и наличием препятствий. Среди препятствий могут быть бункеры, водные преграды, кустарник, цветы, высокая трава и т.п. Если гольфист совершает правильные, точные удары, то с ти он попадает мячом на фервей, несколькими (в зависимости от уровня игры) ударами проводит мяч по фервею и выбивает его на грин. Грин — это площадка с идеальной травой, напоминающей ковер или даже скорее ковролин. По ней мяч может без помех катиться и после удара паттером, должен попасть в лунку. Важным компонентом игры является гольф этикет. Это игра истинных джентльменов, а его этикет - тщательно оберегаемая традиция, не претерпевшая практически никаких изменений за всю историю существования игры. Прежде всего это хорошие манеры, уважительное отношение к партнерам и соперникам, поддержание порядка на полях.

При игре в гольф необходимо запомнить три главных принципа:
— Играй на поле, как оно есть
— Играй мяч, как он лег
— И если ни то, ни другое невозможно, поступай по справедливости

Играть в гольф дорого?

Это не совсем так. Действительно, сейчас в России есть всего несколько полей для игры в гольф, а потому дешевым развлечением это назвать нельзя. С другой стороны, сразу выходить на поле не имеет никакого смысла. Сначала необходимо научиться обращаться с клюшками и мячом. Можно и нужно брать предварительные уроки игры, заниматься на специальных тренажерах, шлифовать умение дома и на работе.

Например, тренироваться в выполнении патта, точность которого определяет чуть ли не половину успеха можно с успехом дома и в офисе. Обойдется это максимум в 200 долларов. А если купить недорогой паттер ($20), «лепестковую» лунку и несколько мячиков (2—4 доллара каждый), то можно не только сэкономить при тренировках но и устраивать собственные мини-турниры.

Экипировка для игры совсем не обязательно должна быть дорогой. Для начала можно играть и недорогими клюшками. Уже упоминавшийся паттер может стоить от 20 до 120 долларов и более. Набор вудов (3 штуки) в Москве можно найти где-то от 100 долларов и до 500 и выше. С сетами айронов (9 штук) та же история. Если есть возможность приобрести клюшки заграницей, то можно существенно сэкономить: весь набор может обойтись где-то в 120-150 долларов.

Обувь для игры в гольф не должны наносить урон газону — на шпильках и в ковбойских сапогах играть нельзя. Даже сейчас некоторые любители у нас в России играют в кроссовках с плоской подошвой (теннисных). Но они во-первых скользят, а во-вторых промокают. Лучше купить специальные ботинки, со специальными шипами (лучше «мягкими») стоимостью 100-150 долларов. Они продаются в клубах, специализированных магазинах или интернет-магазинах. Еще необходимо помнить о том, что на поле не принято выходить в джинсах и рубашке без воротника. Таковы традиции.

Все эти люди с фанатизмом играют в гольф.

Кто придумал гольф?

Скорее всего - пастухи. В горах - от шотландских холмов до кавказских пиков - погонщики овец развлекались тем, что загоняли мелкие камушки в прикопанные на поляне плошки. Вместо клюшек они использовали обычные палки.

К чему стремиться?

Нужно загнать мяч в лунку диаметром 108 мм минимальным количеством ударов. Расстояние от точки первого удара (площадка «ти») до лунки - от 150 до 500 метров. На пути мячика встречаются многочисленные преграды. Одна из лунок, по традиции, расположена на «острове».

Можно ли попасть в лунку с первого удара?

Вероятность такой удачи очень мала - 1 к 46 тысячам для среднего игрока. На соревнованиях по гольфу попадание с первого раза обычно отмечается специальным призом, иногда даже более ценным, чем трофей за общую победу.

Каким должно быть зеленое покрытие?

Идеально ровным, без сорняков и проплешин, плотным, как щетина, - чтобы нога не проваливалась, а стояла, как на асфальте. Высота травы на поле для гольфа везде разная: от 0,4 мм вокруг лунок до 12,7 см на участках с буйной растительностью. Выбить мяч, попавший в заросли, очень сложно.

Кто ухаживает за травой?

Сто лет назад за состоянием зелени следили овцы и кролики, которых выпускали на поле, чтобы укоротить траву. Сейчас этим занимаются гринкиперы (в дословном переводе - «те, кто поддерживает траву»). В США такие специалисты изучают 20 дисциплин, среди которых - управление, почвоведение, знание компьютера, дизайн и строительство. А ровняют траву на поле для гольфа с помощью газонокосилки.

Что нам стоит поле построить?

Стандартное поле для игры в гольф на 18 лунок займет от 70 до 100 гектаров (от 10 до 16 футбольных полей). На его проектирование и содержание потребуется несколько миллионов долларов.

Сколько нужно клюшек?

Любителю хватит и одной. Стандартный набор профессионала - 14 металлических и деревянных клюшек. Каждая имеет свою длину, номер и цену. Самые простенькие «палки» стоят $300. На поле разномастный инвентарь за игроком таскает работник клуба - «кэдди».

С какой скоростью летит мячик для гольфа?

Сразу после удара мячик для гольфа может разогнаться до 270 км/час. Поверхность мяча изобилует впадинками (от 300 до 500), которые снижают сопротивление воздуха. Чем больше впадинок, тем выше летит мяч.

Кто в игре?

По идее, кто угодно: от малыша до пенсионера. Гольф не требует олимпийской закалки. А хождение пешком по траве полезно в любом возрасте. Но, как правило, за клюшки берутся очень серьезные люди. Ведь победа в игре требует упорства, умения логически мыслить и правильно оценивать ситуацию.

В чем сила?

Каждая десятая крупная сделка в мире заключается на поле для гольфа. В Сингапуре членский взнос в гольф-клуб составляет $ 1 млн, в Нью-Йорке - $90 тысяч. До 40% вступивших в элитное сообщество вообще не играют. Они приходят на матчи, чтобы пообщаться и поддержать имидж серьезного бизнесмена.

Гольф – это игра, цель которой – выполняя удары разными клюшками, «провести» мяч по специально подготовленному участку поля – «лунке» – длиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, и загнать его в вырезанное в траве отверстие, которое также называется «лункой», затратив на это как можно меньше ударов. Партия, которую в гольфе называют «раундом», обычно состоит из 18-ти лунок (реже – из 9-ти).

Гольфисты могут передвигаться по полю пешком, везя или толкая перед собой специальную тележку, в которой лежит бэг с клюшками, или неся бэг на спине, либо ездить на специальном электромобиле – гольф-каре. Однако стоит иметь в виду, что на некоторых гольф-полях пользоваться карами запрещено (или их использование ограничено), а на каких-то в целях сокращения времени игры, напротив, нельзя ходить пешком. В большинстве клубов во время раунда гольфист может воспользоваться услугами кедди – человека, который помогает игроку во время раунда. Вопреки бытующему мнению, кедди – не просто «носильщик», на самом деле, это единственный человек, которому правила дозволяют давать игроку советы по ходу игры, и его помощь может оказаться совершенно неоценимой, особенно на незнакомом поле.

Гольф – одна из немногих спортивных игр, для которых не используется стандартная площадка со строго определенной длиной, шириной и другими параметрами. Каждое гольф-поле имеет собственный, уникальный дизайн, хотя общие черты у них, разумеется, есть.

Любое гольф-поле – это совокупность «лунок» (в большинстве случаев их количество кратно девяти, чаще всего – 18), каждая из которых состоит из:

Стартовой площадки «ти» на которой обязательно есть два маркера, ограничивающие зону, где игрок может установить свой мяч. На одной лунке может быть несколько площадок-ти, расположенных на разном расстоянии от цели. Самые дальние часто называют «чемпионскими», обычно их выбирают игроки высокого уровня; самые ближние ти чаще всего используют новички, дети или пожилые гольфисты. Ти, с которых должны стартовать гольфисты во время состязаний, всегда указаны в «положении о турнире»; игроки, которые выходят на поле, чтобы поиграть в свое удовольствие, сами решают, с каких ти им по силам играть; «фервея» участка занимающего большую часть лунки, засеянного травой средней длины, с которой удобно выполнять удар. Фервеи бывают как прямыми, так и довольно сильно изогнутыми вправо или влево – их называют «доглегами» (в переводе с английского – «собачья нога»); «рафа» участков с высокой травой, обычно расположенных по бокам от фервея; «бункеров» заполненных песком ям разных форм и размеров; «водных преград» естественных или искусственных водоемов; «паттинг-грина» (или просто «грина») площадки с очень коротко постриженной травой, по которой мяч может катиться как по гладкому ковру, в которой вырезано отверстие размером 4 ¼ дюйма (108мм) – «лунка». Для того чтобы лунку было видно издалека, в нее помещают флаг, который игроки убирают, добравшись до грина. Грин обычно окружает «воротник» – полоса травы, постриженной короче, чем на фервее, но длиннее, чем на самом грине.

Изначально «родители» гольфа – шотландцы – играли в основном на поросших травой песчаных дюнах на побережье. Поля подобного типа называют «линксами». Правда, сегодня арены по образу и подобию классических – очень холмистые, открытые всем ветрам, практически не имеющие высоких деревьев и водных преград – строят и на значительном удаленни от моря, создавая дюны из привозного песка и высаживая для пущего сходства традиционный для Шотландии вереск. Очень распространены в мире поля типа «паркленд» – с большим количеством деревьев, среди которых проложены фервеи, так чтосоздается ощущение, что играешь в прекрасном лесу или тропическом саду – в зависимости от местности. Существуют также «пустынные» поля, где много участков, засыпанных песком, но не являющихся преградами (такие участки называют «вейст-бункерами»); «горные» – отличающиеся огромными перепадами высот; «ледовые» и множество других.

Говорят, что гольф – это игра, в которой на 95 процентов задействован мозг, и только на 5 процентов – тело. Прежде чем нанести первый удар на лунке, гольфист должен разработать стратегию ее прохождения, которая зависит от расстояния от ти до грина, ширины и степени «изогнутости» фервея, расположения бункеров, водных преград, деревьев и других объектов, которые могут повлиять на полет мяча, направления и скорости ветра и множества других факторов.

Игра на каждой лунке начинается с удара с ти; в зависимости от длины и сложности лунки гольфист может либо бить с ти сразу на грин, либо целиться на какую-либо точку на фервее. Обычно для первого удара используют самые «дальнобойные» клюшки с объемной полой головкой – «вуды» (самый длинный и «большеголовый» из которых называют «драйвером» ). Второй и последующие удары (до тех пор, пока мяч не окажется на грине) чаще всего выполняют клюшками с тяжелыми плоскими головками – «айронами» – их существует множество видов, и различаются они длиной ручки (ее также называют«шафтом» ) и углом наклона головки. Добравшись до грина, игрок берет в руки «паттер» – специальную клюшку, после удара которой мяч не поднимается в воздух, а катится по грину. Максимальное количество клюшек, которые игрок может взять с собой на поле – четырнадцать.

Для удобства ведения счета каждая лунка имеет так называемый «пар» – «нормативное» количество ударов, за которое может пройти эту лунку опытный игрок. Например, на лунке с паром 3 хороший игрок сделает удар с ти сразу на грин, а затем выполнит два патта, а на 4-паровой лунке он сделает удар с ти на фервей, затем – на грин, и два патта. Главным образом пар лунки зависит от ее длины. Типичная 3-паровая лунка короче 250 ярдов (225 м); длина 4-паровой – от 251 до 475 ярдов (225–434 м), 5-паровая – длиннее 475 ярдов (435 м). Крайне редко на поле можно встретить 6-паровые лунки – их протяженность обычно превышает 650 ярдов (595 м). На пар также влияют сложность лунки, расположение преград, форма грина и т.п. Общий пар 18-луночного поля чаще всего равняется 72 (обычно это 4 трехпаровых, 10 четырехпаровых и 4 пятипаровых лунки), хотя нередко встречаются и поля с паром 70, 71 и 73, а также 72-паровые с иной компоновкой лунок.

Если гольфист попал в цель, сделав один удар с ти, это называют «хоул-ин-ван» (hole in one) или «эйс». У других результатов относительно пара также есть свои названия.

КОЛИЧЕСТВО УДАРОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАРУ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ
-3 Альбатрос На три удара меньше пара
-2 Игл На два удара меньше пара
-1 Берди На один удар меньше пара
E (ровно) Пар Счет равен пару
+1 Богги На удар больше пара
+2 Двойной богги На два удара больше пара
+3 Тройной богги На три удара больше пара
  • Игл – красная цифра на желтом фоне.
  • Берди – красная цифра на белом фоне.
  • Пар – черная цифра на белом фоне.
  • Богги – зеленая цифра на белом фоне.
  • Двойной богги и выше – зеленая цифра на желтом фоне.
  • Общий счет – синяя цифра на белом фоне.

Два основных формата, в которых проводятся состязания по гольфу:

«строук-плей» (игра на счет) считается общее количество ударов, выполненных игроком во время раунда, а победителем становится тот, кто сделал наименьшее количество ударов; это индивидуальный формат, который чаще всего используют профессиональныегольфисты. В случае если игроки закончили состязание с равным счетом, для определения победителя устраивается переигровка (или «плей-офф») – либо по принципу «внезапной смерти», то есть до первой лунки, в которой один из участников сделает меньше ударов, чем остальные; либо на определенном количестве лунок (от трех до полноценного 18-луночного раунда). «матч-плей» (матчевая игра) борьба ведется за победу на каждой лунке. В случае если соперники показали на лунке одинаковый результат, счет на ней считается «равным» или «ничейным». Победителем матча становится игрок или команда, выигравшая за раунд большее количество лунок. Если игрок или команда опережает соперника на большее количество лунок, чем осталось до конца раунда (например, за две лунки до конца преимущество составляет три лунки), игра прерывается, поскольку дальнейшая борьба уже не имеет смысла. Матч может завершиться вничью (если соперники выиграли одинаковое количество лунок) или продолжаться до тех пор, пока на стороне одного из них не окажется перевес в одну лунку.

Для того чтобы уровнять шансы новичков и опытных спортсменов, в гольфе существует система гандикапов, благодаря которой более слабый игрок получает определенное количество ударов «форы». Гандикап – это показатель мастерства гольфиста, чем он ниже, тем более сильный игрок перед вами. Гандикапы могут применяться в любых форматах игры, но только среди любителей, в профессиональном гольфе системы гандикапов не существует.

Альбатрос (albatross) - количество ударов на одной лунке, на три удара ниже, чем пар этой лунки (на лунках пар-5). То есть это пятипаровая лунка, пройденная за два удара. Это относится больше к везению, чем к мастерству.

Берди (birdie) - количество ударов на одной лунке на один меньше, чем пар (если лунка с паром 3, то берди - это прохождение луники за 2 удара вместо 3-х, то есть одним ударом вы должны придти на грин и еще одним ударом на грине закатить мяч в лунку).

Богги (bogey) - количество ударов на одной лунке на один больше, чем пар. Двойной богги - на 2 больше пара, тройной богги - на 3 и т.п. (то есть, если лунка пар 3, то, пройдя её за 4 удара, вы получаете богги, за 5 ударов - двойной богги, за 6 ударов - тройной богги).

Брейк (break) - специально сделанный наклон грина, благодаря которому мяч при ударе отклоняется в сторону.

Бункер (bunker, sand trap) - песчаная ловушка, специально сделанная на поле, чтобы усложнить задачу игрока. Бункеры могут быть расположены на фервеях или рядом с гринами, быть глубокими и нет. Здесь все - на усмотрение того, кто это поле заказывал и того, кто проектировал.

Бэг (bag) - сумка для клюшек. Имеет несколько отделений для разных видов клюшек, снабжена многими карманами, креплением для зонта, ремнями для переноски, дождевиком и некоторыми другими специфичными функциями.

Воротник, "коллар" (collar) - участок поля вокруг грина, постриженный короче фэрвея, но выше грина.

Вуд (wood) - клюшка с большой головкой. Чем больше номер клюшки, тем короче рукоятка и больше угол наклона ударной поверхности. Обычно в бэге игрока два вуда - № 1 (драйвер) и № 3. Однако некоторые гольфисты, которым игра вудами дается легче, чем айронами, носят с собой и № 5.

Гандикап (handicap) - уровень подготовки игрока. Гандикап - разница между количеством ударов выполненных гольфистом для прохождения лунки/поля и его (лунки/поля) паром (нормативом). Например, если поле из 18 лунок имеет пар 72 (это самое распространенное значение пара полей), то пройдя это поле за 90 ударов, ваш уровень будет соответствовать гандикапу +18 (90-72=18), а пройдя его за 68 ударов, вы получите гандикап -4 (68-72=-4), а это очень крутой показатель - примерно, как мастер спорта международного класса.

Гринкипер (greenkeeper) - специалист, сотрудник клуба, обслуживающий поле и следящий за его состоянием. На мой взгляд, очень сложная профессия из-за специфики требований к гольф-полям, в отличие, например, от футбольных.

Грип (grip) - резиновое или кожаное покрытие рукоятки клюшки. Я не пробовал клюшки с кожаным грипом, но у тех, которые я использую (Dunlop), резина очень хорошо держится в руке.

Дро (draw) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой). Это один из тех ударов, которые являются целью тренировок.

Игл (eagle) - количество ударов на одной лунке на 2 удара ниже, чем пар этой лунки. Простыми словами, если проходишь лунку, имеющую пар, равный 5, за 3 удара. Опять же это больше из области везения, чем мастерства.

Короткая игра - приближающие удары к грину с минимальным риском промаха. Например, на лунке длиной 250 ярдов можно рискнуть и сыграть драйвером, чтобы сразу попасть на грин, но в случае неточного удара вы рискуете оказаться далеко от грина и в очень неудобном положении, вернуться на грин из которого одним ударом окажется невозможным. Чтобы не оказаться в такой ситуации, вы играете 2 удара айронами (например 150 и 100 ярдов) и гарантированно оказываетесь на грине. Это и называется короткой игрой.

Кэдди (caddy) - помощник игрока, который носит его клюшки и имеет право давать ему советы по ходу игры.

Лунка (hole) - этот термин имеет два значения. 1) Первое, очевидное - это сам "стакан", врытый в землю, имеющий внутренний диаметр 4,25 дюйма (108 мм), глубину не менее 100 мм и крепление для установки флага. 2) Второе значение термина "лунка" - участок поля, включающий в себя площадку ти, фейрвей, и грин с несколькими бункерами. Длина лунки может колебаться от 80 м (для миниполей) до 660 м (для суперполей). Гольф-поле включает в себя 18 лунок разной длины с разным рельефом и расположением бункеров, с деревьями и небольшими водоемами и без них.

Маркер (marker) - 1) Кружок, отмечающий положение мяча на грине; 2) Счетчик, судья, считающий удары игрока.

Маршал (marshal) - официальное лицо на поле, следящее за скоростью игроков и соблюдением ими этикета.

Матч (match play) - матчевая игра. Один из двух основных видов состязания в гольфе, при котором результат подсчитывается отдельно на каждой лунке, а побеждает гольфист, выигравший больше лунок.

Пар (par) - условный норматив, постоянно используемый для подсчета результата и оценки уровня игроков. Пар - это количество ударов, которое гольфист должен совершить на одной лунке или на всем поле при удачной игре. Пар одной лунки определяется так: считается, что если расстояние от ти до грина не больше 200 метров, игрок должен попасть на грин одним ударом, если оно не больше 400 метров - двумя ударами, а если больше - то тремя ударами. Если мяч попал на грин, хорошим результатом считается попадание в лунку с двух ударов паттером. Таким образом, первый тип лунок будет называться "пар 3", второй - "пар 4", а третий - "пар 5". Сумма паров всех лунок и составляет общий пар поля (как правило, равный 70 - 72 для стандартного поля в 18 лунок). Понятно, что игрок может показать результат и выше, и ниже пара. Соответственно, его результат будет иметь знак "+" или "-". Например, если игрок на лунке длиной 150 метров ("пар 3") сделал 5 ударов, то его результат можно назвать "плюс 2", а если сделал 2 удара, то результат "минус 1".

Патт (putt) - катящийся удар, выполняемый на грине. При всей его кажущейся простоте требует большого времени на освоение и последующую тренировку. Можно научиться хорошо бить на грин и потом долго не попадать в цель (лунку).

ПГА (PGA) - Ассоциация профессиональных гольфистов, объединяющая инструкторов (клубных профессионалов) и гольфистов, постоянно играющих в Туре (турнирных профессионалов). ПГА существуют во всех странах, развивающих гольф, в том числе в России.

Питчинг-ведж (pitching wedge, PW) - клюшка, следующая в наборе после айрона номер 9.

Питчинг грин (pitching green) - тренировочное поле для отработки недалеких ударов с высокой траекторией, после которого мяч почти не катится.

Преграда (hazard) - элемент игрового поля, специально сооруженный или умышленно оставленный на нем (бункер, водная преграда), чтобы затруднить игру.

Препятствие (obstruction) - предмет, мешающий игроку выполнить удар, который не должен находиться на поле по замыслу архитектора. В соответствии с правилами игрок имеет право убрать мешающее ему препятствие или перенести мяч в другую точку.

Прошоп (proshop) - гольф магазин, в котором можно приобрести гольф инвентарь, одежду, сувениры. Обычно такое определение применяется к магазину, расположенному в самом гольф-клубе.

Пул (pull) - удар, при котором мяч вылетает левее цели (для игрока с правосторонней стойкой).

Пуш (push) - удар, после которого мяч вылетает правее цели (для игрока с левосторонней стойкой).

Раф (rough) - зона дикорастущей травы и растительности (заросли, говоря простыми словами), начинающаяся сразу за фервеем. Мяч, попавший в раф, значительно труднее выбить. Еще труднее придать ему нужное направление полета и рассчитать дальность.

Свинг (swing) - основное движение удара всеми "длинными" клюшками. Это самый мощный удар. Свинг состоит из отведения клюшки (замаха), движения вниз, непосредственно удара и завершения.

Сэт (set) - набор клюшек, максимально разрешено иметь 14, обычно в этот комплект входят: драйвер, 2 вуда, гибрид, 9 айронов и 1 паттер.

Слайс (slice) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой).

Сэнд-ведж (sand wedge, SW) - клюшка-айрон, следующая в наборе после питчинг-веджа. Эта "песочная" клюшка используется для выбивания мяча из бункеров.

Ти (tee) - 1) Специально отмеченная площадка поля, откуда начинается игра на каждой лунке. 2) Деревянная или пластиковая подставка (по форме напоминает шуруп) для установки мяча для удара.

Фейд (fade) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой). Это тоже один из тех ударов, к овладению которыми нужно стремиться.

Фейрвей (fairway) - участок поля (с короткой травой до 50 мм) от ти-площадки до грина. Фейрвеи бывают очень разной ширины и формы, имеют определенные наклоны и т.п.

Фо (fore) - это слово выкрикивают гольфисты, когда хотят предупредить других людей на поле, что те находятся в зоне возможного поражения мячом. Слышишь "Фо" - закрывай голову на всякий случай.

Xоул-ин-уан (hole-in-one) - "лунка за раз", т. е. попадание в лунку с площадки ти одним ударом. Случается очень редко, вероятность попадания у "среднего" игрока 1 к 46 000. Иногда на соревнованиях за это устанавливают специальные призы. Это самая высшая ступень из серии "не мастерство, а везение".

Хук (hook) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).

Шафт (shaft) - металлический или углепластиковый (в прошлом деревянный) стержень переменного сечения, к концу которого крепится головка с одной стороны и одевается грип с другой стороны.

Шенк (shank) - удар "пяткой" клюшки, после которого мяч летит в сторону.

Чип (chip) - невысокий короткий удар, после которого мяч прокатывается относительно большое расстояние; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина.

Скажите, кто и когда придумал игру гольф?



Гольф - это древняя игра, при которой мяч, загонялся деревянной клюшкой или палкой в лунку. В прообраз гольфа играли наверное во всех странах, где было нечто напоминающее газон (пастухи на пастбищах), а потому многие страны приписывают себе факт рождения игры в гольф.
Первое же письменное упоминание о гольфе, которое принято считать началом официальной истории игры, относится к 1457 году. Именно тогда король Джеймс запретил игру в гольф, поскольку ради нее его солдаты пренебрегали основной обязанностью – тренировками в стрельбе из лука. Запрет был выражен в постановлении парламента Шотландии.
Суть игры заключается в следующем. Используя различные клюшки (вуд, айрон и паттер), не менее двух и не более 14 необходимо загнать мяч в 18 лунок. Лункой называется как непосредственно само отверстие в земле куда закатывается мяч, так и специально подготовленная площадка длиной в несколько сот метров, и состоящая из стартовой зоны (ти) основной зоны (фервея) и специальной площадки (грин) где вырезана лунка. Все эти зоны различаются высотой травы и наличием препятствий. Среди препятствий могут быть песчаные ловушки - бункеры, водные преграды, кустарник, цветы, высокая трава и т.п.
Если гольфист совершает правильные, точные удары, то с ти он попадает мячом на фервей, несколькими (в зависимости от уровня игры) ударами проводит мяч по фервею и выбивает его на грин. Грин - это площадка с идеальной травой, напоминающей ковер или даже скорее ковролин. По ней мяч может без помех катиться и после удара паттером, должен попасть в лунку. Важным компонентом игры в гольф является гольф этикет. Гольф – игра истинных джентльменов, а его этикет – тщательно оберегаемая традиция, не претерпевшая практически никаких изменений за всю историю существования игры. Прежде всего это хорошие манеры, уважительное отношение к партнерам и соперникам, поддержание порядка на полях. При игре в гольф необходимо запомнить 3 главных принципа: - Играй на поле, как оно есть. - Играй мяч, как он лег. - И если ни то, ни другое невозможно, поступай по справедливости.