Волейбол - это спорт с высокими требованиями к технике и мастерству спортсменов. Значение физической подготовки особенно важно для нападающих игроков. Им необходимо владеть значительным набором приёмов. Техника спортсмена должна быть на высоком уровне, а его физическая подготовка соответствующей: приём, силовая подача, атака, перемещения, блок, защита на задней линии. Но среди всех элементов нападающий удар — решающий, так как до 65% выигранных командных очков относятся к нападению.

Правила волейбола и важность физических качеств игрока

Кажется, что волейбол - это простая игра. Но это не так. Прежде чем делать выводы, нужно изучить правила игры в волейбол FIVB. В каждой игре есть нюансы. В правилах описаны определённые моменты, делающие игру зрелищной. Любительский и профессиональный уровни отличаются. Понятно, что у профессионалов всё строже, нет поблажек. У любителей судьи могут лояльно отнестись к расстановке игроков, к верхней передаче.

Есть главные моменты, которые считают за ошибки: касание сетки, переход средней линии, мяч на одной стороне подбит может быть лишь три раза, запрещено играть открытой ладошкой, игрок на задней линии не атакует мяч в прыжке с передней линии, игроки точны в расстановке, не должно быть касание антенн, касание мяча на стороне соперника, агрессивные игроки.

Процесс тренировки волейболиста по обучению технике движения, действия, необходимых для ведения игры, её совершенствования — это техническая подготовка спортсмена. Спортивная техника нападающего удара в волейболе непосредственно связана с уровнем развитости физических качеств. Чем этот уровень выше, тем успешнее обучение и результативность тренировок.

Разновидность нападающего удара определена параметрами второй передачи. Сама передача различается по длине - длинная, короткая, укороченная. По характеру движения при нападающем ударе она практически одинакова. Но, с расширением временного промежутка полёта мяча будет изменён темп и ритмика разбега. Таким образом, увеличится временной период выполнения первого и второго шагов разбега, улучшится согласованность действий нападающего с передачей.

Задачи технической подготовки

В реалии передачи средние и высокие по высоте - медленные, а низкие - скоростные. Нападающий удар с низких скоростных передач характерен:

  • меньшей длиной разбега (от одного до двух шагов);
  • быстрым отталкиванием в результате меньшей согнутости ног в финале разбега;
  • меньшей амплитудой замаха и меньшим сгибанием руки в локте (рука отведена назад);
  • меньшим сопровождающим движением руки после удара.

К задачам по подготовке техники относятся:


Сложность в овладении навыками

Подготовка, которую требует техника нападающего удара в волейболе предполагает многолетний процесс, условно состоящий из следующих этапов:

  • начальное обучение;
  • совершенствование.

Наибольшую сложность при овладении навыком нападающего удара представляет точность расчёта игроком своих действий в соответствии направленностью и высотой полёта мяча, а также сам удар в прыжке на высшей точке. Ошибки возникают тогда, когда игрок торопится или, наоборот, запаздывает в прыжке. Для того чтобы техника нападающего удара в волейболе была максимально совершенной, не нужно торопиться с отработкой всех навыков сразу. Особенно это касается перехода от атаки вверху передачи к удару нападающему. Сначала тренируется и прочно закрепляется навык чёткого и точного выхода на мяч. Также будет правильно периодами возвращаться к передаче вверху через сетку с контролем скорости и точности выхода под мяч.

Принципы тренировки

Тренировочный процесс предполагает использование:

  • принципа постепенности при овладении техникой - переход к следующему возможет только после закрепления предыдущего;
  • целенаправленность физподготовки - это база для выработки двигательных навыков, особенно таких как подачи в волейболе, выхода на мяч и удары;
  • понятий биомеханики закономерностей движения;
  • опыта и анализа причин ошибок и их исправление;
  • совершенствования техники ведения игры;
  • упражнений, тренажёров и обучающих устройств, способных сделать технику движений неискажённой и доступной для детей.

На тренировках нужно развивать навыки, позволяющие выполнять подачи в волейболе, которые могут быть прямыми и боковыми с планирующей траекторией полёта и в прыжке. Начальный этап обучения волейболиста предполагает смену прямой нижней подачи.

Особенности игры

Волейбол - это игра зрелищная и эмоциональная. Две команды разделяет сетка. Игра в женский волейбол и мужской мало чем отличается по правилам, но высота сетки у них разная. Для мужской игры сетку натягивают на высоте двести сорок три миллиметра от поверхности площадки, а в женском - двести двадцать четыре миллиметра. В волейболе простые правила и минимальные требования к инвентарю. Он бывает пляжный и классический.

В самом начале очень важно чтобы спортсмен добился согласованности звеньев тела. В дальнейшем условия приёмов усложняются. Нужно менять исходные положения. Особенно это касается приёмов предварительного перемещения, площади действия, простейших игровых ситуаций, сбивающих факторов. Овладение техникой в игре подчинено закономерностям, способствующим формированию двигательных навыков с:

  • физиологической точки зрения;
  • психологической точки зрения;
  • методической точки зрения.

Как и мужской, женский волейбол ничем не отличается по методике тренировки, выработке двигательных навыков и отработке ударной техники. Мужской просто немного мощнее по ударам и высоте прыжков. Он более стабилен и, возможно, менее эмоционален.

Ошибки

В чём заключаются методика обучения нападающему удару в волейболе и ошибки обучения?

Ошибки при обучении технике - это результат неправильного понимания действий тренера. Как правило, такая ситуация возникает, когда имеет место недооценка способностей спортсменов, нет активного восприятия показа и объяснения, когда не доведено до волейболиста, до его осознания ошибок, которые он совершил при выполнении упражнения. Безусловно, несмотря на то, что волейбол - это командная игра, тренер должен к каждому игроку найти индивидуальный подход.

Методика

Разъясняя спортсменам, как бить нападающий удар в волейболе, тренер делает акцент на том, что это приём атаки, перебивающий мяч одной рукой, выше края верха сетки, на сторону соперника. Существует прямой и боковой нападающий удары. При прямом ударном движении выполняется в сагиттальной плоскости. Первоначальное положение - как в стойке передачи. Подготовительная фаза:

  • разбег;
  • прыжок;
  • замах.

Чтобы координировать движения тела (его звеньев) в безопорном положении необходимо расположить стопы при отталкивании так, что носки немного повёрнуты внутрь или параллельны друг другу. Если длина разбега уменьшается и есть переход на разбег двух шагов, то выполняют второй, потом и третий шаги. Если имеет место одношажный, то есть только третий шаг скачок.

Совершенствование техники

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара в волейболе при работе в парах

Рука спортсмена должна быть прямой, после броска она свободно движется вдоль туловища. Удар наносят прямой рукой. Необходимо быть внимательным и не оставлять контроль движения мяча.

1. Бросок, ловля мяча из-за головы с левой и правой рукой.

2. Бросок отскоком мяча от пола из-за головы левой и правой руками.

3. Удары левой и правой руками по мячу, лежащему на ладони выставленной вперёд-вверх руки, направляя его в пол с места.

4. Первый спортсмен после наброса мяча делает нападающий удар с места, второй принимает снизу и направляет мяч партнёру для очередного удара.

5. Нападающий удар с передачи партнёра.

Упражнения выполняются непрерывно, без потери и ловли мяча. Если мяч летит на уровне груди и головы, то его принимают двумя руками сверху. Если же он летит на уровне пояса, то нужно принимать снизу.

Шаги в прыжке

При обучении спортсмена умению выполнять прямой нападающий удар в волейболе техника является приоритетом в тренировочном процессе. Для достижения нужной горизонтальной скорости и максимума прыжка тренер разъясняет, что длина разбега, как правило, это два - четыре метра (около трёх шагов). Каждый шаг имеет значение. Первый - небольшой, скорость маленькая, он определяет выбор направления разбега. Второй - корректирует направление, длина увеличена, время сокращается, скорость возрастает. Третий - это переход из горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость прыжка, длина небольшая, скорость возрастает. Последний шаг - это скачок.

Правая нога вытянута и выносится вперёд, ставится на пятку, стопа в положении разбивания. Только если присутствует жёсткая постановка правой ноги на опору возникнет стопорящий эффект. Высота прыжка имеет зависимость от маха рук и сгибания ног в коленях в конце разбега (угол не меньше 90°). В момент отрыва от опоры ног, верхнюю часть туловища отводят назад. Когда ноги оторваны, наступает фаза взлёта и правой рукой делают замах вверх/вниз.

Техника прыжка

Прыжок вверх, когда происходит обучение технике нападающего удара в волейболе, должен достигнуть максимальной высоты. Поэтому спортсмен отталкивается на полную силу, одновременно выполняя замах бьющей рукой вверх назад, прогибаясь в груди и пояснице. При этом ноги слегка согнуты в коленных суставах, а правое плечо при ударной правой руке отведено назад. Левая рука немного согнута в локте и отведена вверх в сторону. В момент удара бьющая рука выпрямлена, а растянутые мышцы груди, живота и руки будут резко сокращаться. При выпрямленной расслаблена, и в таком состоянии она накладывается на мяч. В определённое направление осуществляют удар. После удара спортсмен приземляется на переднюю часть стоп. Выполняет это он на согнутых в коленных суставах ногах.

Толчок

Интересным фактом является то, что техника выполнения нападающего удара в волейболе не зависит от того, какая нога будет толчковой. Выражение "толчковая нога" — чисто условное. Это понятие идёт от свойственного большинству мнения считать сильнее ту ногу, которой спортсмен отталкивается. Но в действительности возможности двух ног одинаковы. Это подтверждено квалифицированными легкоатлетами-многоборцами, прыгающими в высоту и отталкивающимися одной ногой, а при прыжке в длину — другой.

Если спортсмен наделён большей ловкостью у правой руки, то чаще он отталкивается левой ногой. Поэтому в скачке перед прыжком он посылает вперёд правую ногу, что наиболее целесообразно для удара правой рукой. Мощный, полный энергии замах рукой и отвод плеча поворачивают немного вправо туловище спортсмена. При этом правая нога коснётся площадки раньше левой.

Бывают игроки, которые выполняют скачок с посылом вперёд левой ноги при ударе правой рукой. Они стремятся к равномерному распределению нагрузки на две ноги и подпрыгивают, за счёт чего успевают опередить левую ногу правой. Однако, учитывая правила нападающего удара в волейболе, это выглядит как запутывание ног. Такие движения будут особенно опасными, когда у спортсмена при выходе на удар не выработана уверенность и твёрдые навыки. Такой игрок не может быть стабильным и успешным в нападении.

Ударная техника

Движение ударной техники начинается с поворота вокруг вертикали тела и выведения вперёд с подъёмом правого плеча. Такое движение задаст начальную скорость руке, включённой в работу чуть позже. Она выпрямляется в локте и вытягивается вверх немного вперёд. Именно так обеспечивается необходимая высота удара. Кисть накладывают хлестообразно. Скорость движения руки набирает большее значение плавно и к моменту удара станет наибольшей.

Эффективным приёмом при ударе является опускание подбородка. Это позволит использовать шейно-тонические рефлексы с наибольшей пользой. При таком положении будут напряжены группы мышц туловища передней поверхности. Вдох во время удара способствует быстрейшему его выполнению, поскольку есть ряд мышц, отвлечённых от дыхательных функций.

Место удара

Когда осуществляется нападающий удар с передачи более одного метра, нужно учитывать некоторые особенности:

  • место удара определяют вытянутой рукой;
  • непосредственно с ведением руки при ударном движении спортсмен в тазобедренных суставах сгибается;
  • при ударном движении руки ведут по направлению к верхнему краю сетки.

Если нужно выполнить нападающий удар на точность, то применяют технику прямых ускоренных ударов, так называемых - кистевых.

Важность отработки техники удара не оставляет сомнений, так как в современном волейболе нападение - это решающий элемент игры.

Атака в волейболе - основной способ набора очков. Исполнение нападающего удара только выглядит просто, на самом же деле это – сложный технический элемент.

Постановка техники нападающего удара начинается еще в детской спортивной школе и постоянно совершенствуется.

Выход под мяч

Для того чтобы атака получилась мощная, нападающий должен определить в момент вылета передачи от пасующего, в какой точке он будет атаковать летящий мяч. Игрок прибегает в эту точку, выполняет прыжок и наносит удар по мячу прямой вытянутой рукой. Идеальное положение мяча - немного впереди и выше головы. Из этого положения хороший нападающий игрок может произвести нападающий удар в любом направлении и с максимальной силой.

Направление удара

В момент исполнения нападающего удара игрок находится в воздухе и выбирает направление для атаки в последний момент. Зону для атаки нельзя выбрать заранее, потому что сначала нападающий должен увидеть, какое направление ему закрывают блокирующие. Направление удара игрок регулирует кистью, в момент атаки она должна быть расслаблена и раскрыта.

Удар наносится в центр мяча, если необходимо ударить прямо. Для атаки в левую половину площадки удар наносится немного правее центра мяча, при этом игрок немного поворачивает кисть в направлении атаки. Для удара в правую половину все выполняется так же, только зеркально. Волейбольная площадка имеет площадь 81 кв. м., представьте сами, сколько имеется возможных вариантов для атаки.

Основные варианты атаки на примере доигровщика, нападающего из четвертой зоны на двойном блоке:

  • Атака в линию мимо рук блокирующих.
  • Атака в длинную диагональ выше рук блокирующих.
  • Атака в короткую диагональ мимо рук блокирующих.
  • Сильный удар по кистям блокирующих, блок - аут с отскоком за лицевую линию площадки.
  • Удар в линейном направлении с касанием рук блокирующего, блок - аут за боковую линию.
  • Несильный удар в центр площадки выше блока.

Техника нападающего удара в волейболе включает в себя несколько последовательно выполняемых элементов:

  1. 1Определение траектории полета мяча.
  2. Разбег (выход под мяч в определенное место).
  3. Прыжок и вынос руки вверх.
  4. Принятие решения о направлении атаки.
  5. Удар по мячу прямой рукой.

Огрехи техники

К идеальной технике нападающего удара стремится каждый нападающий. Доведенные до автоматизма действия позволяют ему не думать о выполнении сложных элементов. Мышечная память, достигаемая за счет множества повторений, практически исключает неправильное исполнение любого действия в волейболе, в том числе, и в атаке. Профессиональные волейболисты, обладающие правильной техникой нападающего удара, с легкостью исполняют атаку в любом направлении и создают при этом максимум сложности блокирующим и защитникам соперника.

Ошибки в технике выполнения нападающего удара чаще всего приводят к проигрышу розыгрыша. К первой возможной ошибке можно отнести неправильный выход под мяч. В этом случае мяч находится либо вертикально над головой, либо в стороне. Нападающий при этом не может видеть блок и не имеет возможности нанести удар со всей силы. Согнутая в локте рука в момент атаки - еще одна серьезная ошибка, которая лишает волейболиста возможности управлять направлением атаки в полной мере. Остальные ошибки встречаются реже и не столь серьезны. Время от времени у всех бывают ошибки, даже у больших профессионалов волейбола, решение для их исправления одно - тренировки.

Со стороны может показаться, что атака в волейбола элементарна: прыгаешь да бьешь по мячу. Однако на деле она является самым сложным игровым элементом после силовой подачи в прыжке.

Атака приносит команде около 60% очков. При должных навыках, профессионалы придают мячу ускорение до 130 км./ч. Вся игра команды должна быть нацелена на создание максимально благоприятной ситуации для нападающего удара.

Для качественного нападения игрок должен постоянно держать визуальный контакт с мячом. Техника нападения индивидуальна и зависит от роста игрока, длины рук, формы кисти, правша или левша, высоты прыжка, скорости разбега, пластичности и других факторов. Самое сложное - поймать нужный момент удара.

Амплуа игроков, или кто откуда бьет?

  • Игрок первого темпа (центральный блокирующий, связующий, «распасовщик») - стоит под сеткой, дает пас нападающим во 2-ю или 4-ю зону. Если ему дали пас на удар, то такой пас обычно короткий и невысокий: буквально полметра над сеткой. Номер центрального блокирующего 3-й.
  • Игроки второго темпа (доигровщики) - главные нападающие в команде. На площадке это первая линия игроков (те, что ближе к сетке). Номера: 2-й и 4-й. Их основная задача - забить мяч, сыграв против блока противника. Обычно атакуют в любую зону, кроме 6-й, т.к. там стоит на приеме либеро - главный защитник команды.
  • Диагональные - игроки второй линии под номерами 1 и 5. Атакуют со второй линии, страхуя неудачный пас связующего. Диагональный не имеет право бить из 2-й или 4-й зоны! Его разбег и удар должен происходить ДО линии нападения.

Техника удара

Рассмотрим техническую составляющую на примере основных нападающих игроков: доигровщиков (2, 4 зоны).

Ситуация на игровой площадке меняется ежесекундно, и соблюсти все технические тонкости возможно далеко не всегда. Однако игрок в нападении должен стремиться к соблюдению следующих технических элементов:

    1. Оттягиваемся . После приема, мяч переходит к связующему. Нападающий игрок должен отойти от сетки на несколько шагов и встать примерно на линии нападения. Это делается для того, чтобы увеличить разбег для атаки.

  1. Занимаем подготовительную позицию для удара . Ноги присогнуты в коленях. Если нападающий правша, ставим правую ногу на полшага вперед. Если левша - то левую ногу.
  2. Первый шаг на удар . Первый шаг самый медленный, примерочный. Делается в тот момент, когда связующий выпускает мяч из рук, делая пас. Тело полурасслаблено. Внимательно смотрим за мячом. Если нападающий правша, шагаем с левой ноги. Если левша - с правой.
  3. Второй шаг . Ускоряемся. Отводим руки назад и в стороны для будущего замаха. Очень важный шаг. Игрок уже должен провести внутренний расчет: в каком месте и с какой высоты он будет снимать мяч, не касаясь сетки и не заступая на площадку противника.
  4. Третий шаг . Состоит из двух «полушагов»: стопорящего и приставного. Игрок резко останавливается, приседает и готовится для предстоящего прыжка. Руки разведены назад и в стороны. Пальцы растопырены. Стопы должны быть параллельны и на небольшом расстоянии друг от друга (~50-60 см). Делаем вдох.
  5. Замах руками . Обе почти выпрямленные руки отводятся до предела назад. Размах руками помогает сохранить динамику разбега и равновесие игрока. Помогает максимально вложиться в прыжок.
  6. Толчок . Время отталкивания после шага приставной ноги должно быть минимальным. Присели и сразу выбросили корпус вверх и чуть вперед. Ноги держим вместе. Ни в коем случае не разбрасываем ноги в стороны. Отталкиваемся максимально сильно, стараясь прыгнуть как можно выше.
  7. Маховое движение руками вверх . Если игрок правша, резко заводим правую руку за спину, разворачивая корпус для удара. Прямую левую руку выводим вперед: она служит «мушкой» для прицела. Для левши замахиваемся левой, прицеливаемся правой. Важный момент: кисть нападающей руки должна быть параллельна этой руке. Не загибаем кисть! Локоть не отводим в сторону. Держим его параллельно голове. Мяч находится перед корпусом атакующего.
  8. Контроль площадки противника периферическим зрением . Для наибольшей эффективности удара, во время прыжка и замаха атакующий игрок должен не только следить за мячом и его траекторией, но и боковым зрением наблюдать за площадкой противника. Это даст информацию о наиболее слабых зонах, куда можно нанести удар (например, зона со слабым игроком или пустое, незащищенное место), а также о позиции блокирующего игрока.
  9. Удар . Начинается с разворота корпуса вокруг своей оси, затем включается плечо бьющей руки. Бьющая рука выпрямляется и наносит максимально сильный удар по мячу. Удар должен приходиться ровно в центр мяча ладонью: таким образом повышается контроль удара. Пальцы растопырены. Делаем выдох. Провожаем мяч рукой в нужном направлении. Загибаем кисть, чтобы мяч попал в поле противника, а не в аут.
  10. Приземление . Очень важно контролировать свое тело и после удара. Приземляемся на полусогнутые ноги. Не задеваем сетку! Не заступаем на площадку противника! Если что-то из этого произошло, то, как бы хорош ни был удар, очко засчитается в пользу противника.

Крайне тяжело держать в голове одновременно столько технических аспектов, поэтому тренировка нападающего удара - очень долгий и трудный процесс, длящийся годами.

Важные нюансы атаки

  • При ударе мяч должен находиться перед вами! То есть не НАД головой, а ПЕРЕД глазами. Таким образом вы сможете контролировать направление удара и точность попадания по мячу.
  • Кисть нападающей руки не должна загибаться относительно этой руки! Это лишнее движение, которое искусственно увеличивает амплитуду замаха, делая удар неточным и кривым.
  • Локоть нападающей руки не отводим в сторону. Это также искусственно увеличивает амплитуду замаха, сбивает удар. Следует держать руку на замахе параллельно голове!
  • Обе ноги при прыжке должны быть параллельны друг другу и перпендикулярны полу. Вытягиваемся «в струнку». Распространенной ошибкой начинающих игроков с плохой пластикой является «разброс» ног в разные стороны. От этого теряется высота прыжка. Кроме того, вы рискуете нанести травму окружающим вас игрокам.
  • Кисть до удара должна быть расслаблена. Это позволит нанести хлесткий удар, словно плетью.
  • Важно загнуть кисть после удара. Многие новички забывают об этом, и мяч после такого удара улетает в аут.
  • Бить следует именно центром ладони, а не пальцами. Пальцы корректируют удар.
  • При ударе важно растопырить пальцы как можно шире: это увеличивает площадь ладони и улучшает контроль мяча!

Распространенные ошибки

Их масса:

  • Запаздывание при набеге на мяч . Из-за чего удар происходит несвоевременно или вообще не происходит. Такой удар чаще всего приходится в сетку или в аут. Это очень распространенная ошибка, главной причиной которой является неумение игрока поймать нужный момент для удара. Иногда запаздывание происходит из-за плохого паса связующего. Лечится только регулярной практикой.
  • Слишком быстрый набег . Когда игроку говорят, что он движется к мячу слишком медленно, он начинает ускоряться и прибегать под мяч на этот раз слишком рано. Ошибка также связана с неумение поймать момент удара.
  • Бьющий забегает под мяч . Тоже одна из самых популярных ошибок. При разбеге создается иллюзия повышенного контроля, если забежать прямо под мяч. Но это не так. Забегая под мяч, мы теряем простор для удара и контроль над мячом. Как правило, такие удары полностью непредсказуемы: может получиться неплохо, а может выйти сетка, аут или вообще промах по мячу. Чтобы избегать этой ошибки, тренируйтесь чеканить мяч об стену: контролируйте его так, чтобы он находился на расстоянии вытянутой прицеливающейся руки.
  • Бьющая рука согнута . Ошибка часто возникает из-за несвоевременного забега. Атакующий поздно начинает движение к мячу и успевает ударить по нему только согнутой рукой.
  • Удар приходится не по центру мяча ладонью, а пальцами, ребром или неполной частью ладони . Также тренируйтесь бить мяч об стену, тренируйтесь, стоя в паре с другим игроком.
  • Удар слишком «зажатый» и происходит не «хлыстом», а скорее «веслом» . У таких игроков не развита гибкость.
  • Не согнутая кисть в момент удара . Игрок забывает согнуть кисть под нужным углом и проконтролировать направление мяча пальцами. Такой мяч часто улетает в аут.
  • Небрежность к правильной работе рук и ног . Ошибка, связанная с плохой гибкостью игрока. Ноги разлетаются в стороны, уменьшая высоту прыжка. Руки двигаются непредсказуемо, от чего теряется контроль над мячом.
  • Выключение после удара . После нанесения атакующего удара, игрок часто расслабляется, но волейбол - одна из самых быстр спортивных игр. Нападающему могут поставить удачный блок или принять мяч и быстро перебросить обратно. Нужно постоянно оставаться в игре и быть готовым ко всему, пока не прозвучит свисток судьи.

Кроссовки для волейбола

Игра с парой или в кругу . В начале просто перебрасываете мяч между игроками верхней и нижней передачей. Затем, разогревшись, играете «на 3». Первый игрок дает верхний пас, второй принимает мяч и верхней или нижней передачей дает максимально удобный для удара пас. Первый игрок бьет по мячу, стараясь попасть ровно в руки своему партнеру: целиться нужно в район живота и колен. Второй принимает мяч нижним приемом и отдает пас первому. Первый верхней передачей пасует мяч на удар второму игроку, и на этот раз второй бьет, а первый принимает. И так далее. Это классическая разминка перед любой игрой.

Броски теннисного мячика через сетку с места и с разбега
.

Нападающий удар по подвесному мячу .

Нападающий удар с собственного подбрасывания стоя и в прыжке . Последние 3 метода также лучше всего практиковать в спорт. зале.

Эффективность атакующего удара во многом зависит от физического состояния игрока: от его выносливости, силы, высоты прыжка, роста и гибкости. Развивая эти показатели в совокупности, вы значительно повысите свои игровые навыки.

Короткое видео-обучение


Механизм удара в волейболе

Как научиться мощному нападающему удару? Какие упражнения наиболее эффективны для улучшения прыгучести? Что делать, чтобы безошибочно передавать мяч партнеру?

ДВОРЕЦ СПОРТА в Лужниках. На арене у сетки сражаются сборные Москвы и Латвии. Нил Фасахов и я прыгаем, блокируя рижанина Вейскопса. Мяч, посланный мощным ударом латвийского спортсмена, попадает в наши ладони, и тут же Фасахов вскрикивает от боли - у него сломан мизинец.
Одесса. Чемпионат страны. На площадке - команды ЦСКА и одесский «Буревестник». Мяч у армейцев. Мондзолевский пасует Коваленко, который в прыжке у сетки делает замах. Мяч попадает в голову одесситу Титарчуку и отскакивает далеко на балкон к зрителям. Титарчук от удара падает, как при нокдауне в боксе.
Подобные эпизоды, конечно, редки. Но в современном волейболе удары многих нападающих настолько сильны, что их называют пушечными. В то же время точность таких ударов можно считать образцовой.
Любителей волейбола особенно интересует секрет именно таких ударов, сильных, точных.

«В чем сила удара?»«Как развить резкость нападающего удара?» «Прыгая для нападающего удара, я никак не могу ударить по мячу в высшей точке. Что мне делать?»

Если говорить о самом главном, то ответ на сотни подобных вопросов один:

выполняйте нападающий удар правильно технически.

Нападающий удар - сложный элемент волейбола. Он выполняется в воздухе, когда время взвешенного положения игрока ограничено, а координация движений усложнена. Именно над сеткой осуществляется так называемое столкновение «брони» и «снаряда», когда в доли секунды надо разгадать и предвосхитить замысел противника, наметить и осуществить свои контрдействия. Удар - наиболее ответственный, в смысле результата, прием игры. Непревзойденный мастер атаки Константин Рева писал: «Прием мяча, передача и завершающий удар - это три звена одной цепи, неразрывно связанные. Но главным является нападающий удар» .
И еще одно высказывание выдающегося мастера: «Я пришел к выводу, что нападающий удар - основа победы над командой противника» .

Многообразие нападающих ударов безгранично: по далеким и близким от сетки мячам, с краев сетки и в центре, поверх блока, от блока и в обвод его, «по ходу» и с «переводом», с прострельных, коротких и взвешенных передач, удары «крюком», прямые, обманные и многие другие.

Удар в большей степени, чем другие технические элементы волейбола, зависит от таких физических качеств игрока, как рост, прыгучесть, быстрота, координация движений, сила и ловкость. Влияние всех этих специфических качеств трудно учесть при описании приема. Поэтому остановлюсь только на основных моментах практического характера.

«Исходя из своего опыта, я могу сказать, что прямой и боковой удары являются основными в игре, остальные же разновидности нападающего удара - вспомогательные», - так справедливо считал Рева.
Поэтому целесообразно прежде всего научиться техническому исполнению наиболее типичных ударов.

Итак, прямой нападающий удар . Здесь важен правильный выход к мячу, то есть разбег и прыжок. Разбег - короткий {3-4 шага), но энергичный. Прыжок - максимальный, направлен почти вертикально, соразмерен по времени с полетом мяча. Неопытные игроки зачастую рвутся к мячу, рано начинают разбег, а перед прыжком засиживаются в приседе, ибо мяч далеко. Вот и получается досадная осечка.

Разбег и прыжок должны выполняться слитно. Поэтому правильнее несколько задержаться на исходной позиции, подкрадываясь, как кошка. А потом быстро разбегаться, прыгать и наносить удар. В воздухе нападающему надо оказаться в таком положении, чтобы мяч был впереди, а плоскость удара примерно в 35-50 см от плеча. Остерегайтесь «залезать под мяч». Мяч в этом случае падает на голову, и результативная атака становится невозможной.

Во время прыжка энергичное маховое движение обеими руками способствует взлету. Сразу же после этого волейболист отводит бьющую руку назад. С замахом нельзя опаздывать. Особенно при короткой передаче, когда мяч появляется над сеткой низко и неожиданно. Чуть опоздаете вынести руку для удара, и придется бить низко над сеткой, ограничивая себе выбор направления и характер удара.

Кое-кто рекомендует при замахе заносить руку чуть ли не за голову. По моему мнению, замах должен быть коротким. А такой авторитетный специалист волейбола, как мастер спорта Валентин Филиппов, писал: «Большой по амплитуде замах выдает намерения нападающего, позволяет заранее определить направление удара, не говоря уж о том, что при таком замахе игроку трудно изменить первоначальное намерение. Большой замах ограничивает возможности применять удары с низких передач, а такие удары довольно часты в игре».

Сам удар по мячу должен быть максимально резким, быстрым. Не следует рукой и кистью сопровождать мяч. Подбирая материалы по технике нападающего удара, я ловил в объектив фотоаппарата момент удара по мячу, когда атаковали Константин Рева, Нил Фасахов, Виталий Коваленко. Снимал я при выдержке в одну двухсотую секунды, и все же движение предплечий этих мастеров и особенно кистей получалось на фото смазанным. Настолько быстротечен у этих игроков процесс удара! Пришлось фотоаппарат сменить на кинокамеру со скоростью съемки 64 кадра в секунду.

Весьма образно выразил свою мысль о характере удара по мячу Валентин Филиппов : «Нападающий удар волейболиста напоминает удар в бильярде, когда нужно, чтобы свой шар остался на месте».

В момент удара рука атакующего почти выпрямлена. Это обусловлено не столько техникой игры, сколько ее тактикой. Чтобы максимально затруднить соперникам постановку блока или даже послать мяч поверх ладоней блокирующих, приходится атаковать как можно выше над сеткой. Это-то и вынуждает нападающего наносить удар выпрямленной рукой. Вот как описывает эффективные действия нападающего заслуженный тренер СССР Мирон Винер : «В момент встречи с мячом рука нападающего выпрямлена, правое плечо поднято выше левого, что позволяет нанести удар по мячу на большой высоте, поверх блока»

У Константина Ревы часто спрашивали, как он бьет по мячу - кулаком или ладонью? «Удара по мячу кулаком я не наблюдал, хотя об этом слышал, - отвечал Рева. - Нападающий удар правильнее наносить ладонью. При этом все пять пальцев следует плотно прижать друг к другу и слегка согнуть».

«Куда смотреть нападающему в момент прыжка?» - интересуются молодые волейболисты. Отвечаю: только на мяч! Действия же блокирующих и пространство над сеткой следует по возможности контролировать периферическим зрением, а иногда просто интуитивно.

Теперь о боковом нападающем ударе , то есть об ударе крюком. В игре зачастую возникают ситуации, когда атаковать прямым ударом невозможно. Представьте себе: нападающий только что ставил блок и не успел отойти от сетки. В этот момент ему адресуется вторая передача. Мяч не долетает до сетки, и игрок оказывается между мячом и сеткой. Здесь волейболиста может выручить только боковой удар.

«Бывают такие ситуации у сетки, когда послать мяч на сторону противника прямым ударом невозможно, - писал Константин Рева. - Если нападающий, не рассчитав разбега, оказался под мячом или впереди него или если мяч находится далеко от сетки, тогда сама обстайовка подсказывает необходимость применить именно боковой удар».

Теперь, когда блокирующим разрешено переносить руки через сетку, многие специалисты волейбола пришли к выводу, что удары «крюком» с разумно отдаленных от сетки передач будут особенно результативными. Основание для такого утверждения находим опять же у Ревы: «Боковой удар затрудняет соперникам постановку блока, так как сложно определить направление удара, производимого с дальнего расстояния от сетки».

В техническом исполнении ударов «крюком» и прямого есть много общего. Для обоих ударов непременны одни и те же требования: точно подобранный разбег, высокий прыжок, выпрямленная в момент удара рука, умение мгновенно вложиться в удар. Но у каждого из этих ударов есть и свои особенности.

Для проведения бокового удара нападающие часто прыгают с места, без разбега. В этом случае рекомендуется глубокий присед перед прыжком. Нападающий разворачивается к сетке почти под прямым углом. Плоскость удара может быть расположена между нападающим и сеткой, вертикально над бьющим и даже несколько вдали от него. В каждом из этих вариантов важно точно рассчитать движение руки и кисти. В первом случае надо как бы накрыть или, как говорят, захлестнуть мяч, акцентируя удар книзу и в избранном направлении. Кисть ложится на мяч в верхней его полусфере. В остальных случаях мяч следует направлять по более пологой траектории, чтобы не попасть им в сетку. Точка касания мяча избирается примерно на его «экваторе».

Замах и сам удар исполняются двояко.
В первом варианте нападающий, находясь в воздухе, вплоть до удара сохраняет почти вертикальное положение туловища. После махового движения руками при взлете волейболист одновременно поднимает обе руки вверх. Затем бьющей рукой, которая все время остается почти выпрямленной, описывает во время замаха чуть ли не полную окружность. Рука движется свободно и удару может быть придано разнообразное направление. Такую своеобразную «мельницу» удачно применял известный нападающий Марат Шаблыгин , игрок сборной СССР в 50-е годы. Успешно осуществляет такой удар и Георгий Мондзолевский

При втором варианте нападающий, прыгая, несколько отклоняется в сторону, противоположную направлению предполагаемого удара. Бьющая рука при этом идет вниз, а сам замах является как бы продолжением наклона корпуса. Затем волейболист энергично выпрямляется, кисть руки по дуге посылает к мячу. Другую руку в это время двигает по-иному - сначала вверх, а потом, помогая выпрямлению корпуса, вниз. Движения рук, туловища и направление удара - все это в одной плоскости. Большой специалист такого удара- мастер спорта Герман Смольянинов.

Рассказанное мною выглядит, конечно, схематично. Ведь биомеханика нападающего удара - предмет специальной большой темы. Рассчитывать на то, что новичку на первых же порах игры у сетки удастся технически грамотно осущеставлять нападающие удары, было бы наивным. Путь к мастерству атаки трудный и долгий. Этот путь пролегает через годы тренировок, упорства, трудолюбия. Не гонитесь с первых занятий за силой удара - со временем она придет. Самое важное - понять и усвоить механизм движений, научиться технически правильно их исполнять. Перед каждым ударом на тренировке заранее определяйте его направление. Тогда и в игре легче станет находить наиболее целесообразное для каждой игровой ситуации решение.

Осваивая технику нападающего удара, упражняйтесь у стенки: удар в пол - отскок от стены - с лету, снова удар в пол... Такое упражнение очень полезно. Волейболист быстрее уясняет структуру движения при ударе, сам определяет правильность положения руки, добивается стабильной точности попадания по мячу кистью. Наши лучшие нападающие Коваленко, Фасахов, Сибиряков, Качарава и другие неизменно включали в свою тренировку это простое, но весьма эффективное упражнение.

Очень важно с самого начала учиться играть одинаково свободно и той и другой рукой. У «двуруких» нападающих более широкий диапазон действий над сеткой. Блокировать их удары гораздо труднее. Не случайно мастера ударов любой рукой Рева, Фасахов, Во- скобойников атаковали весьма результативно.

Тактика игры в нападении - атаковать ли с первых передач или с распасовки выходящим вперед тыловым игроком, после простой раскидки мяча у сетки или путем сложной комбинации - определяется для себя каждой конкретной командой. Тренер вместе с игроками настойчиво наигрывает наиболее выгодные для команды варианты атак.

Молодежь зачастую слепо копирует игру ведущих команд. Простое подражание редко себя оправдывает. Во-первых, копия всегда бледнее оригинала, а во-вторых, желание подражать тактике первоклассных команд зачастую не подкрепляется достаточно высокой технической оснащенностью, а потому и не дает хороших плодов.

Каждому нападающему советую в индивидуальной игре взять себе за правило играть ответственно любой мяч в любой игровой ситуации. Крайне важно играть без грубых ошибок (удары в аут и сетку) в конце партии и при равном счете, когда команде остро необходимо опередить противника. Результативная игра в нападении приобретает тут особую значимость. Здесь как раз полезны наиболее действенные формы атаки - удары выше блока, резкие «косые» удары по ходу, сильные удары в ладони блокирующих с расчетом отскока мяча в аут, неожиданные тихие обманные удары.

Мне был доверен в свое время ответственный пост нападающего в команде ЦСКА. Каково мне было чувствовать себя партнером таких игроков, как Рева, Винер, Ахвледиани, Гайлит! Сознаюсь, я робел, боялся как бы не осрамиться, не ударить лицом в грязь. Но передо мною всегда было то, что мы называем эталонами мастерства. Это вдохновляло, помогало идти вперед. Я учился у Ревы, учился совершенно исключительной координации движений этого великолепного мастера, его умению правильно выйти для удара по любому мячу, способности выбрать из богатейшего технического арсенала наиболее подходящее в данной ситуации оружие. Многое дало мне общение с Гиви Ахвледиани, выдающимся специалистом ударов поверх блока и кистевых ударов. Мирон Винер удивлял меня способностью мгновенно вложиться в удар. Он, что называется, «выстреливал» по мячу...

Наблюдая за игрой этих больших мастеров, я много размышлял о техническом исполнении удара . У меня возникали на этот* счет свои «теории». Старшие товарищи охотно выслушивали меня, поправляли, делились со мной «тайнами» своего мастерства.

Мне тогда казалось, что сочетать силу удара и его резкость лучше, если бить согнутой в локте рукой. «От локтя», - говорил я тогда. Однажды беседовал об этом с Гайлитом и Винером. «Представь себе пастуха, хлопающего кнутом сильно, резко! - сказал мне Владимир Гайлит . - Вот если бы так же «хлестать» по мячу! Но ведь согнутой рукой этого не сделаешь...» Я словно прозрел. Почувствовал преимущество другой схемы удара. Она выглядела так: чуть качнулся на удар корпус, пошло вверх-вперед плечо бьющей руки, с еще большей скоростью развернулась к мячу выпрямленная рука. Передо мной словно предстала цепь, каждое последующее звено которой движется быстрее предыдущего. Последнее звено этой цепи - кисть, словно хлыст, мгновенно бьет по мячу.

Так я начал учиться делать нападающий удар прямой рукой. Это было то, что надо. И сейчас - в который раз! - я мысленно благодарю своих умных наставников.

Трудно найти физическое упражнение, подобное напа­дающему удару в волейболе, которое включало бы в себя бег, прыжок и метание. При кажущейся простоте всего комплекса движений волейболиста, идущего в атаку, координация его движений весьма сложна, хотя в силу естественности движений, привычных человеку, волейболист этого не замечает. В правильной координации движений таится значительный резерв повышения мастерства нападающего.

Бытует мнение, что при напрыгивании вперед следует выносить так называемую толчковую ногу. Это неверно. Толчковая нога - это выражение чисто условное. Оно идет от привычки считать сильнейшей ту ногу, которой привычно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. Это, кстати, подтверждается тем, что квалифицированные легкоатлеты-многоборцы, прыгая в высоту, отталкиваются одной ногой, а в длину - другой.
Игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще от­талкиваются левой ногой. Поэтому в напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет наиболее целесообразным для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается площадки раньше левой (рис. 20).

Движения нападающего в замедленной съемке.

Эта последовательность нужна не только для правильной координации - взаимодействия рук и ног. Более энергичный (при отталкивании) рывок вверх правой рукой раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Поэтому правая нога тогда получит равную по времени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опережая ее, посылается вперед. Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм.

Есть волейболисты, выполняющие напрыгивание, посылая вперед левую ногу (при ударе правой рукой). Стремясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, они подпрыгивают и за счет этого успевают опередить правой ногой левую. Внешне это оставляет впечатление «путающихся ног». Эти движения особенно опасны, если у игрока при выходе на удар нет твердых навыков и уверенности. Такой волейболист не сможет стабильно и успешно выполнять нападающие удары.

В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать разумную меру в высоте напрыгивания, помня, что оно является лишь средством для увеличения прыжка, а не самоцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: правая вначале на внешний свод стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем больший нужен вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что главным ключевым компонентом выхода на удар является последний шаг, т. е. напрыгивание. Количество же шагов в зависимости от игровой обстановки может быть любым. Чаще, однако, применяется разбег. Очень важно определить начало разбега, своевременность которого позволяет выйти на мяч в нужный момент. Всякая остановка в разбеге - грубая ошибка, снижающая качество прыжка и уменьшающим возможности, встречи с мячом в удобном положении.

Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте - это не ошибка. Главное - не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения. Надо стараться определять время и место встречи с мячом тогда, когда он только оторвался от рук пасующего.

Таким образом первым шагом при трехшаговом разбеге определяется начало разбега, второй служит для корректировки направления движения, а последний шаг - напрыгивание - необходим для преодоления оставшейся до толчка дистанции. В зависимости от удаления игрока от мяча последний шаг может быть совсем небольшим или достигать 2-3 м и более.

Помня о том, что в волейболе каждое последующее движение должно получать наилучшие предпосылки от предыдущего, локти рук с началом движения вверх должны опережать кисти. Небьющую руку останавливают на уровне чуть выше плеча несколько согнутой. Если ее оставить внизу, то она будет затруднять выполнение удара. Локоть бьющей руки обгоняет кисть до исходного положения для удара. В момент самого удара локоть снова обгоняет кисть, за счет чего достигается хлысто-образное движение бьющей руки.

Прямой нападающий удар.

Рассмотрим исходное положение бьющей руки. В практике довольно широко распространено мнение, что кисть бьющей руки нужно заносить назад за голову. Это ошибочное мнение. При таком положении руки волейболисты, даже очень одаренные, редко добиваются высоких результатов, но довольно часто травмируют плечевой сустав. В каком же положении должна быть кисть перед ударом? Можно ли кисть расположить, например, над головом (такие рекомендации тоже существуют) ? Нет, нельзя. В этом случае кисть окажется в центре вращения тела вокруг вертикальной оси и скорость ее движения будет равна нулю. Наибольшее ускорение можно получить, вынося кисть в сторону, но тогда удару помешает сетка. Только один наклон туловища тоже не будет давать желаемого эффекта.

В положении замаха туловище несколько отклоняют назад (сильный прогиб допустим только в том случае, если мяч оказался за головой), ноги свободно опущены, колени несколько согнуты, нога, одноименная бьющей руке, чуть выше над площадкой, чем другая (из-за приподнятости плеча).
В исходном положении для удара кисть может быть напряжена или расслаблена, что зависит от той задачи, которую решает игрок своим ударом. Прежде всего надо найти свободное, естественное положение пальцев. Чем сильней нужно пробить по мячу, тем расслабленней должна быть кисть. По мере же увеличения точности удара увеличивается и степень напряжения кисти.

Рассмотрим сказанное на примерах. После передачи для нападающего удара мяч оказался далеко от сетки. Сильно пробить такой мяч неудобно, нецелесообразно. Лучше произвести не очень сильный, но точный удар. Для этого игрок активнее отводит плечо бьющей руки назад, а удар выполняет в основном за счет вращения туловища вокруг вертикальной оси, стараясь придать движению кисти прямолинейное направление. Кисть напряжена, отведена пальцами вверх и при ударе как бы давит на мяч.

Движение туловища при этом примерно такое же, как у толкателя ядра. Такой удар чище всего применяют для того, чтобы мяч от блока ушел в ауг, а также при необходимости «закручивания» (или «срезки») мяча.

Другой пример. Мяч находится в не удобном для удара положении. В этом случае движения будут похожи на финальную фазу дейстний метателя копья, завершающего бросок так называемым хлыстом. Здесь во­лейболист активно сгибает туловище вокруг горизонтальной оси. В момент удара игрок как бы «повисает» на мяче. Причем повисать должна не только рука, а все тело: в удар вкладывается масса всего тела. Для этого кисть накрывает мяч, заканчивая хлыстообразное движение.

Во всех видах метания, как известно, особое значение имеет концовка. Это в полной мере относится и к нападающему удару в волейболе. Вот почему самый главный компонент нападающего удара-работа туловища. Только тот, кто способен сделать резкий рывок телом п конце удара, может сочетать силу удара с его точностью. Для спортсменов, владеющих концовкой удара, очень характерно резкое опускание головы в сочетании с движением ногами вперед. Бывают случаи, когда игрок касается сетки ногами. По правилам это, конечно, ошибка, но по технике - само совершенство, если это касание не делаемся нарочито, а является следствием энергичной работы туловища. Теперь о так называемой работе кистью. Можно часто слышать суждения об игроках, у которых «работает кисть» или «не работает кисть», без каких-либо определенных рекомендаций. Обычно критерием хорошей «работы кистью» считается уже следствие удара: попал в площадку - «работает кисть», не попал - «кисть не работает. В чем же здесь дело?

Угол между направлением полета мяча от удара и по­верхностью площадки зависит от перемещения кисти а лучезапястном суставе по горизонтальной оси. Чем больше кисть при ударе будет отведена назад, тем дальше полетит мяч и угол между направлением его полета и плоскостью площадки будет меньшим. И наоборот: чем больше кисть согнется вперед и накроет мяч, тем круче будет направление полета мяча, а угол между этим направлением и плоскостью площадки будет все больше приближаться к прямому. Отсюда можно сделать вывод, что направление полета мяча зависит от изменения положения кисти в лучезапястном суставе, от ее движений по горизонтальной оси. Однако игрок, не видя кисти в момент удара, не в состоянии почувствовать разницу в ее положении в пределах 10-20°. В то же время эти 20° при ударе на заднюю линию дадут существенную разницу. Поэтому «работа кисти», ее движение по горизонтальной оси приобретает ценность при близких к сетке передачах и сильных ударах или во всех других случаях, когда не требуется особой точности. Правда, с уменьшением силы удара ценность этого способа, его точность, повышается, а для игры выше блока «кистевой» удар считается главным, единственным целесооб­разным ударом.

В современном волейболе, когда все большее значение приобретает расширение сферы действий нападающих ударов, в том числе и при значительном удалении их от сетки, все чаще применяют движения кистью вокруг вертикальной оси («переводы» кистью влево и вправо). Как правило, успешная игра в защите (при блоке и на задней линии) зависит от умения заранее правильно определить направление полета мяча после нападающего удара. Рассчитывать только на реакцию игрока - дело мало перспективное. Поэтому изучают многие компоненты действий нападающих, что позволяет предвидеть направления их действий. Вот здесь-то «работа кистью» вокруг вертикальной оси и дает особый эффект, так как с помощью этого движения можно изменить направление полета мяча совершенно неожиданно для игроков противника. Какого-либо особою исходного положения для различных нападающих ударов нет и не должно быть, так как оно могло бы преждевременно раскрыл, намерение нападающего. Движение кисти вокруг вертикальной оси предпочтительней и для точности удара. Посмотрим на траекторию движения кисти нападающего при активном движении вокруг горизонтальной оси («хлыст»). Она представляет собой часть окружности. Направление полета мяча от удара идет по касательной этой части окружности в зависимости от места удара. Таким образом, для того чтобы мяч попал в площадку, нужно коснуться его при ударе в строго определенном участке этой окружности. Выход касания за границы этого участка приводит к тому, что мяч или выйдет за пределы площадки, или попадет в сетку. Если же уменьшить активность вращения кисти вокруг горизонтальной оси и увеличить вокруг вертикальной, то появляется возможность прямолинейного движения кисти, отчего увеличивается точность удара.

Еще несколько слов о положении локтя. Во всех случаях, особенно когда мяч находится в неудобном для удара положении, нельзя локоть бьющей руки опускать ниже плечевого сустава, так как желание «накрыть» мяч приводит к движению руки в этом сутсаве и кисть по малой окружности опустит мяч в сетку. При поднятии локтя «накрывание» мяча совмещают с движением всего туловища вперед и мяч как бы «толкают» в нужном направлении.

Разобравшись в принципиальных положениях прямого нападающего удара, рассмотрим теперь его общую структуру (рис. 21). Игрок начинает движение правой ногой, делая маленький шаг. Скорость движений в этом шаге он регулирует в зависимости от высоты и удаленности мяча. Нужно строго соблюдать правило: «ждать» мяч или в начале движении или уже в воздухе, в прыжке. Остановка в промежутке между этими крайними положениями (первый шаг и прыжок) резко снижает качество прыжка или приводит к прыжку с места. Вторым шагом (левой ногой) игрок определяет направление разбега. Ногу выставляют так, чтобы в дальнейшем направление разбега уже не менялось. Третий шаг обеспечивает преодоление дистанции, оставшейся до места отталкивания. Трехшажный разбег самый рациональный. В игровой же обстановке встреча­ются и другие виды разбега (от одного шага до нескольких шагов бега). Чтобы добиться «рессорности», растянуть мышцы-разгибатели и заставить их с большим эффектом сократиться, игрок как бы «натыкается» на чуть согнутые в коленях ноги. Выполнив все эти движения, игрок в наивысшей точке своего прыжка встречается с мячом.