Правшей, поскольку реализуется зачастую обоими полушариями мозга. Тесты на определение ведущей руки и ведущего глаза „Поза Наполеона “ у левши. Тестами для определения рукости у младенца являются наблюдения за тем, какой рукой он... отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам. Скрестите руки на груди в „позе Наполеона “. Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то...

https://www.сайт/psychology/15188

Сигналы другому человеку, мы бессознательно сообщаем ему свои истинные намерения. Например, вы говорите, что очень рады встрече и общению, в то же время стоите со скрещенными руками («поза Наполеона ») или сидите с переплетенными пальцами, вид которых говорит о ваших усилиях сдержаться от необоснованной критики и не наговорить грубостей. О вашей искренности и сердечном отношении будут говорить...

https://www.сайт/psychology/14686

Сидела на какой-то учебе в позе лотоса. Подошел мужчина и стал руками водить над головой. Сказал громко, что во мне еще осталось немного любви. Я почувствовала неловкость перед остальными, что они это узнали.

https://www..html

Левшами были: Аристотель, Тиберий, Цезарь, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Карл Великий, Наполеон , Ньютон, И.П. Павлов, Н.С. Лесков, Д-К. Максвелл, Ч.Чаплин, Л.Кэррол, П.Пикассо. Из сегодняшних заметных левшей назовем... вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите Л, если наоборот - П. 3. Скрестить руки на груди, приняв позу Наполеона . Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой Л, если правой - буквой П. 4. Поаплодировать. ...

https://www.сайт/psychology/1132

Гипнолог находит ключ к нашему подсознанию. Он только открывает дверь, все остальное мы делаем сами. Политический гипноз Искусством массового гипноза владели Наполеон , Ленин, Гитлер. У политических гениев характерные позы : Наполеон складывал руки на груди, Ленин держался за край пиджака, Гитлер прикладывал руку к сердцу и вытягивал вперед. Точно такие же жесты используют...

https://www.сайт/journal/126457

Него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый? В. Станьте в «позу Наполеона », скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Теперь посмотрим, что у вас получилось. ПППП...

https://www.сайт/psychology/12445

Мы обретём мир. На плюсовом полюсе (за мир) всегда стоит Россия, а вот второй отрицательный полюс под неё подобрать пока никак не удаётся. Им пытался стать Наполеон , но он не выдержал энергии России и «сдулся», затем на него покушался Гитлер и он её не выдержал и «пропал», а сегодня им уже пытаются стать англосаксы. Но... стать обычной нацией, каких много. Их время самозахватнического правления вторым полюсом мира заканчивается, и они, если не остановятся, последуют далее за Наполеоном и Гитлером.

https://www.сайт/journal/147290

Далеко превосходящее и здравый смысл, и анализ, из цельности чего и рождаются все смыслы. Настоящее исследование помещается в этой книге не столь с целью характерологической обрисовки личности Наполеона , о чём существуют как отдельные многочисленные исследования, так и большие специальные труды (А. Генце, Мишон, Ф. Бартело, Моргенштерн и др.), как для того, чтобы удивительными изменениями...

Консультации для родителей «Леворукий ребёнок»

"Переплетение пальцев рук"

Предложите ребёнку сложить руки в замок (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей - левой.

"Поза Наполеона"

Предложите ребёнку сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

"Одновременные действия обеих рук" - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий учёный Ф. Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванной и т.д.

Если ребёнок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении ведущей руки важно всё: где находится предмет, которым можно манипулировать, где находится ребёнок, как даётся инструкция.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даём в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Первое задание: "РИСОВАНИЕ".

Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Второе задание: "ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ".

Для выполнения этого задания можно использовать спичечный коробок или коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста.

Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗ ПАЛОЧЕК".

Сначала из палочек строится четырёхугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Четвёртое задание: "ИГРА В МЯЧ".

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросить мяч в цель, например, в корзину, ведёрко, круг.

Пятое задание: "ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПО КРУГУ".

Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствует руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.

Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: " Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того, чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание: "НАЙДИ ДЫРОЧКУ"

Предложите ребёнку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание: "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

Восьмое задание: "РАЗВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКОВ"

Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая рука держит узел).

В этом задании бывает сложно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание: "ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ"

Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание Левая рука Обе руки Праваярука
1. +
2. +
3. +

Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой - в графу "Правая рука". Если одинаково использует как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки".

Десятое задание: ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники - родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить "+" в графу "Левая рука", если нет - в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то, скорее всего ребёнок леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое задание - рисование плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой руки в выполнении графических заданий.

Очень часто, десяти заданий, описанных в прошлой консультации, бывает недостаточно для того, чтобы определить какой рукой ребёнок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:

  1. Почистить обувь щёткой.
  2. Вставить стержень в отверстие пуговицы, бусины и поднять её.
  3. Намотать нитку на катушку.
  4. Перелить воду из одного сосуда в другой.
  5. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру в "Дартс").
  6. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
  7. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, во флакон с узким отверстием.
  8. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
  9. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
  10. Продеть нитку в иголку.
  11. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
  12. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
  13. Достать бусинку ложкой из стакана.
  14. Позвонить в колокольчик.
  15. Закрыть, открыть застёжку-молнию.
  16. Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку сложно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками?

Нередко он начинает писать и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыков письма. Часто взрослые - и педагоги, и родители - придерживаются такой позиции: "какую руку

чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое - писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т.е. бывают "графические левши" и "графические правши") и "бытовое функциональное превосходство".

Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и "бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой

3. Упражнение «Поза Наполеона».

Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».

4. Упражнение «Переплетение пальцев».

Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По коман­де сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».

5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку».

Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука - это рука, в которой вы держите поднятую ручку».


56 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

6. Упражнение -«Динамометрия».

Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».

Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжми­те усилие, а затем "/ 2 от данного усилия. Аналогичную процедуру вы­полните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему от­клонению от идеального У 2 усилия. Например, вы правой рукой по­казали 32, а У 2 усилия - 22: ошибка составила (+5). А левой рукой - 30 и 13: ошибка - (-2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».

7. Упражнение «Рисунок».

Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По ко­манде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой - круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой - квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».

8. Упражнение «Поймать мяч».

И прукция: «Встаньте в парах на расстоянии 3-5 шагов друг напро-"; з друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его „о 1жен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы пой-м и мяч, является ведущей».

. Упражнение «Бросок».

инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух мет­ров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попада­нию».

Упражнения для определения ведущей ноги

1. Упражнение «Самооценка».

Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».

2. Упражнение «Нога на ногу».

Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху - ведущая».

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 57

58 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

3. Упражнение «Шаг вперед».

Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде - подъ­ем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, кото­рой вы сделали шаг, является ведущей.

4. Упражнение «Ступенька».

Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде подни­митесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали дви­жение, является ведущей (маховой)».

5. Упражнение «Длина шага».

Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по санти­метровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же левой. Веду­щая нога определяется по лучшему результату».

6. Упражнение «Прыжок в длину толчком одной ноги».

Инструкция: «Вам следует, не наступая на линию, выполнись пры­жок в длину толчком одной ноги. Партнер измеряет длину прыжка по сантиметровой шкале. Для каждой ноги дается по две попытки. Веду­щая нога определяется по меньшему среднему значению».

7. Упражнение «Проба на равновесие».

Инструкция: «Задание выполняется поочередно в парах. Один при­нимает и. п. стоя руки вперед с закрытыми глазами. По команде следу­ет поднять правую ногу вперед и сохранить это положение как можно дольше. Отсчет времени ведется мною вслух. Партнер фиксирует вре­мя (с) по постановке ноги на пол. Наименьшее время удержание опре­деляет ведущую ногу».

8. Упражнение «Удар по мячу».

Инструкция: «Представьте себя футболистом. Перед вами ворота, вы бьете пенальти... разбегаетесь, удар! Какой ногой вы ударили по мя­чу? - она ведущая при ударе ногой».

Задание 2. Исследование сенсорных асимметрий спортсменов

Вводные замечания. Сенсорные асимметрии характерны для парных дистантных органов чувств человека - глаз и ушей. При этом само­оценка ведущего глаза и уха часто не совпадает с данными специаль­ного обследования. Следует также учитывать, что сенсорная асиммет-

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 59

рия по зрению (ведущий глаз) является более значимой, чем асим­метрия по слуху, - особенно для обучения стрелков и спортсменов в различных видах единоборств с ациклическим характером двигатель­ной деятельности и необходимостью постоянной концентрации вни­мания на точности выполняемых двигательных действий (гимнасти­ка, акробатика, прыжки в воду, бокс, фехтование и др.). Ниже предла­гаются простые приемы для определения ведущего глаза и уха.

Упражнения для определения ведущего глаза и уха

1. Упражнение «Самооценка».

Инструкция: «Как вы считаете, какой глаз у вас ведущий?»

2. «Проба на зрение» (у врача-окулиста).

Инструкция: «Каждый знает, какое у него зрение. Если различий нет, то доминирования глаза по остроте зрения не выявлено. Если один глаз видит лучше другого, он является ведущим по данному показате­лю. Например, острота зрения правого глаза - 1,0; левого - 0,8; значит, ведущий глаз - правый».

3. Упражнение «Прицельная способность глаза».

Инструкция: «Возьмите в руку ручку или карандаш и совместите ее (его) с любой вертикальной линией, например, с краем доски, окон­ной рамы. Поочередно закройте глаза. Отметьте, с правым или левым закрытым глазом ручка не отклонилась от линии совмещения или от­клонилась в меньшей мере. Этот глаз является ведущим».

4. Упражнение «Подмигивание».

Инструкция: «Упражнение выполняется в парах. Развернитесь лицом друг к другу и по команде подмигните партнеру. Вы подмигнули веду­щим глазом».

60 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

5. Упражнение -«Телефонный разговор».

Инструкция: «Перед вами телефонный аппарат, он звонит. Ответьте абоненту, - к какому уху вы приставили снятую с аппарата телефон­ную трубку? Попробуйте еще раз, каким ухом вам удобнее слушать?»

Задание 3. Исследование психических

асимметрий

Методики определения доминирования правого/левого полушария

1. Метод самооценки.

Инструкция: «Как вы считаете, какое полушарие у вас ведущее? Если сложно, подумайте, какие предметы в школе вам легче давались: мате­матика, физика или литература, история? Если точные науки, то ве­дущее - правое полушарие. Если затрудняетесь с ответом, значит яв­ного доминирования нет и, скорее, вы относитесь к смешанному типу».

2. Задача Арнхейма.

Инструкция: «Представим, что сейчас 3 часа 40 минут. Сколько вре­мени будет через 40 минут? Если вы оперировали цифрами, значит, ведущим является левое полушарие. Если представляли стрелки или электронные часы, то - правое».

3. Исследование способов запоминания номера телефона.

Инструкция: «Представим, что вы не можете записать номер телефона. Как вы его запоминаете? Если ищете какую-нибудь закономерность в расположении цифр или ассоциацию (например, номер дома - дата рождения и т. п.), то ведущим является левое полушарие, а если пред­ставляете, как вы записываете (зрительный образ) или последователь­ность набора - то правое полушарие».

4. «Цифры и фигуры».

Инструкция: «Закройте глаза. Сейчас я покажу вам плакат, на кото­ром что-то изображено. По команде вы открываете глаза, через секун­ду я плакат убираю, а вы воспроизводите на бумаге первое, что вам бросилось в глаза, на что вы обратили внимание. Ведущим является левое полушарие, если вы записали цифру или цифры, и правое - ес­ли сначала обратили внимание на фигуры».

5. «Старуха и молодая женщина».

Инструкция: «Сейчас я покажу так называемое двойственное изобра­жение. На картинке вы можете увидеть или молодую женщину, или пожилую. Отметьте, что вы увидели сначала. Внимание!.. Если вы сра­зу увидели молодую даму, значит, в этот момент у вас более активно сработало правое полушарие, если старуху - то левое». В зависимо-

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 61

сти от размера изображения следует показать его или сразу всем од­новременно, или каждой паре испытуемых по отдельности.

6. Тест на полушарное доминирование (Н. М. Тимченко). Инструкция: «Отвечаете на вопросы, используя ответ либо ";да";, либо ";нет";».

    Иногда я люблю помечтать.

    Я скорее сам стремлюсь разобраться в ситуации, чем доверяюсь мнению другого.

    Меня очень волнует и вдохновляет пребывание на природе.

    Я скорее обдумываю свои поступки, чем действую импульсивно.

    Я больше люблю грустную музыку, чем веселую.

    Я лучше, чем большинство людей, предвижу последствия собст­венных решений.

    У меня выразительная мимика.

    Я часто и подолгу сомневаюсь в чем-либо.

    Иногда я чувствую себя артистом.

    Как правило, я довожу дело до конца.

    У меня более выражены склонности к конкретным наукам, чем к абстрактным.

    У меня плавная, спокойная речь.

    Я предпочитаю яркую оригинальную одежду.

    Я люблю спокойно поразмышлять о чем-либо.

    Я очень люблю посидеть у телевизора (больше, чем другие люди).

    Я очень тщательно выбираю своих знакомых, приятелей, друзей.

    Я могу довольно долго и эффективно работать в условиях шума.

    Самокритика - мое правило.

    Меня считают открытым и непосредственным человеком.

    Опаздывать - не в моих привычках.

Обработка данных опыта по тесту Тимченко

    Подсчитать количество ответов «да» на четные и нечетные вопро­сы. Если сумма баллов НЕЧЕТ > ЧЕТ, то более активно правое по­лушарие, а если ЧЕТ > НЕЧЕТ, то более активно левое полушарие. Это предварительный вывод.

62 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

ние левого полушария; 8-12 баллов - смешанный тип; 13-20 бал­лов - доминирование правого полушария.

Завершение работы. Студенты составляют итоговый протокол опы­тов по трем заданиям и анализируют данные свои и партнера, учиты­вая, что выраженная асимметрия - это явное преобладание правой или левой конечности, глаза, уха и полушария мозга. Для получения более точной информации о функциональной асимметрии головного мозга необходимы специальные аппаратурные исследования (ЭМГ, ЭЭГ). В совместном обсуждении студенты формулируют критерии ведущей руки/ноги, глаза и полушария головного мозга, а также обсуж­дают роль профиля Ф AM для успешности в различных видах спорта.

Раздел 2

Психология личности спортсмена и тренера

Тема 1. Изучение интеллектуальных

свойств занимающихся спортом

Пояснения к теме. В спортивной деятельности человек познает мир прежде всего посредством двигательных восприятий и разнообраз­ных двигательных действий, складывающихся из простых и сложных движений, психомышечных ощущений и психоэнергетических состоя­ний организма, различных спортивных чувств, психомоторных и идео-моторных форм интеллектуальной деятельности, т. е. мышления в дви­жении. У некоторых людей, далеких от спорта, еще бытуют представ­ления о том, что спортсмены интеллектуально не вполне развитые люди, действуют согласно русской поговорке «сила есть - ума не надо». Это ходячее бытовое представление о спортсменах не соответствует дей­ствительности, ибо не только шахматы, но и любой другой вид спорта требует от спортсменов высокого интеллектуально-волевого напря­жения, формирует и развивает мышление спортсменов по-своему, т. е. в соответствии со своейспецификой тактико-технических действий. Реальная жизнь человека в спорте доказывает тот факт, что физиче­ские упражнения, тренировочные нагрузки, соревнования (особенно в спорте высших достижений) - это не только творчески переживае­мый напряженный физический труд, решающий сложную жизненную задачу физического совершенствования своего тела, «делания самого себя», но и не Менее напряженная интеллектуальная деятельность, фор­мирующая и развивающая у спортсменов разнообразные интеллекту­альные умения и умственные навыки, теснейшим образом связанные, с одной стороны, с предметом и содержанием спортивной деятельно­сти, а с другой стороны - с социальными моделями жизненной борь­бы за свое место в социуме.

64 Раздел 2, Психология личности спортсмена и тренера

Этим объясняется, во-первых, преимущественная специализация интеллектуальной деятельности спортсменов в направлении овладе­ния ими умственными навыками конкретно-образного, тактического и практического мышления; во-вторых, этим также объясняется огром­ная популярность спорта как социальной модели здорового образа жиз­ни и состязательной борьбы за выживание в этом мире. Зрителями Олимпиад, соревнований на первенство мира по футболу или хоккею с шайбой становятся более 3 миллиардов человек, прильнувших к эк­ранам своих телевизоров и сопереживающих спортсменам. Каждый шестой житель планеты так или иначе приобщен к занятиям спортом.

Конкретный вид спорта развивает интеллект спортсмена в соот­ветствии с присущими данному виду спорта психомоторными требо­ваниями к уровню развития и проявления умственных и двигатель­ных способностей данного человека в учебно-тренировочной и сорев­новательной деятельности, что ставит перед спортивной психологией задачу изучения особенностей мышления представителей разных ви­дов спорта.

Предлагаемые ниже тестовые задания предназначены для изуче­ния интеллектуального потенциала спортсменов - диагностики осве­домленности их ума, измерения быстроты ассоциативного словесно-логического, образного и практического мышления, оценки их креа­тивности и общей эрудиции, т. е. тех умственных способностей, из которых образуется структура их интеллекта (от лат. intellectus - ра­зумение, понимание, постижение). В психологии «интеллект» опре­деляется как «относительно устойчивая структура умственных спо­собностей индивида» 1 .

Задание 1. Умственные способности спортсменов

Вводные замечания. Умственных способностей, изучаемых психоло­гами, очень много. Ниже предлагается адаптированный вариант мето­дики известного немецкого психолога Амтхауэра для определения ос­новных из них. Он состоит из пяти вербальных тестов, каждый из ко­торых содержит по 20 вопросов. Каждый вопрос в тесте представляет собой незаконченное предложение, в котором недостает по смыслу по­следнего слова или последней цифры. Испытуемый должен выбрать это слово из пяти предложенных для каждого вопроса или закончить

1 См.: Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под. ред. А. В. Петров­ского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 119.

Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 65

предложение цифрой. Общая форма протокола опыта для всех 5 упраж­нений прилагается ниже. Важно также учесть скорость выполнения заданий, для чего необходим секундомер.

Методика работы. Первое, что нужно сделать испытуемому, - это на Чистом листе бумаги нарисовать таблицу - форму протокола опыта - 5 столбиков по 20 строк в каждом (см. образец выше). В ячейки табли­цы испытуемый будет вписывать ответы на вопросы теста.

Для стандартизации условий опыта экспериментатор обязан ска­зать испытуемому перед началом опыта: «Работайте спокойно и вни­мательно, выполняйте задания в том порядке, в каком они расположе­ны. Если для очередного вопроса вы не можете найти ответ, не задер­живайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему вопросу».

Упражнение 1. Осведомленность ума 1

Инструкция: «Прочтите предложение и выберите из предложенного списка то слово, которое, по вашему мнению, лучше всего подходит для смыслового оформления и завершения предложения. Помните: предложение должно быть завершено одним словом. Работайте быстро».

Образец решения:

1. Кролик больше всего похож на... а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, е) ежа.

Возможный правильный ответ: в) на зайца (поставьте букву ";в"; в таблицу формы протокола опыта в первый столбик справа против номера вопроса). Отмечая ответ в протоколе опыта, помните, что по­сле каждого вопроса в столбик таблицы ответов нужно вписывать лишь одну букву (или цифру), так как во всех заданиях по каждому вопросу возможно только одно ПрактикумДокумент

ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией практикум по

  • СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ Главный редактор Члены редакционной коллегии

    Документ

    СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией Д. Б. ЭЛЬКОНИНА МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 Л.С. Выготский... . М., 1931. * Веселовская К. Я. Педологический практикум : Пособие для практических занятий по педологии. М., 1924. * Звездочкой...

  • Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Еще в 1981 году ученые из СССР придумали тест , который позволяет с невероятной точностью определить доминирующее полушарие мозга человека. Разные полушария отвечают за разные действия, мышление и подход к решению задач.

    Зная, какое полушарие лучше развито, можно выбрать наиболее подходящую профессию или обьяснить свое странное, казалось бы, поведение в какой-либо ситуации. А родители могут определить навыки и таланты ребенка и в зависимости от этого решить, отдать его в шахматную секцию, например, или на рисование.

    сайт предлагает вам пройти этот тест, а в конце расскажет несколько интересных фактов о вас.

    Перед тем как начать, подготовьтесь

    Возьмите 2 листа бумаги: на одном вы будете записывать результаты, а второй понадобится вам для выполнения некоторых пунктов. После прохождения каждого задания отмечайте результат, записывая его на бумаге. На весь тест у вас уйдет не более 7 минут.

    1. Переплетите пальцы

    Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?

    Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки  - букву «Л».

    • Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.

    2. Проба Розенбаха

    Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами, как на картинке. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее?

    Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого - «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль».

    3. Поза Наполеона

    Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки - ставьте «П», если правой - «Л».

    4. Аплодисменты

    Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.

    Если левая ладонь - ставьте букву «П», если правая - букву «Л».

    5. Положите ногу на ногу

    Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая - поставьте букву «Л», если левая - букву «П».

    6. Подмигните

    Каким глазом вы подмигнули? Если правым - «Л», левым - «П».

    7. Вращение

    Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую сторону вы вращались? Против часовой стрелки - «Л», по часовой - «П».

    8. Штрихи

    Возьмите второй листок. Теперь каждой рукой, не считая , нарисуйте в ряд несколько вертикальных штрихов. Затем посчитайте штрихи. Какой рукой вы нарисовали больше штрихов?

    Если левой рукой нарисовали больше, пишите букву «П», если правой - букву «Л». Если линий одинаковое количество, то пишите «ноль».

    9. Окружность


    Затем подсчитайте результат:

    Больше 30 % - полное доминирование левого полушария.
    От 10 % до  30 % - неполное доминирование левого полушария.
    От −10 % до +10 % - неполное доминирование правого полушария.
    Больше −10 % - полное доминирование правого полушария.

    Немного фактов о вас

    • В левом полушарии находится центр речи, поэтому «левополушарные» люди любят поговорить. Но левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
    • Зато правое полушарие отвечает за интонацию. «Правополушарные» люди говорят мало, но уделяют особое внимание интонации.
    • Правое полушарие чувствительно к юмору и понимает метафоры.
    • Левое полушарие не воспринимает музыку - за нее отвечает правое.
    • Опознание обычных человеческих лиц -  функция правого полушария. Поэтому «левополушарные» люди могут не узнать вас на улице.
    • «Левополушарные» люди любят углубляться в детали, они скрупулезны.
    • Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории.
    • «Правополушарные» сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали.
    • «Левополушарные» сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом.
    • Правое полушарие хорошо запоминает эмоции, чувства, личный опыт.
    • Левое полушарие запоминает логические связи, графики и системы.
    Вводная часть.

    Упражнение 1. «Поза Наполеона»

    Участникам показывается три движения:

    руки скрещены на груди,

    руки сжаты в кулаки.


    По моей команде каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). «Раз, два, три!».

    Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони (значит, они готовы к работе и достаточно открыты.

    Кулаки показывают агрессивность,

    поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать

    Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

    Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие». Перед тем как определить насколько вы подвержены проф выгоранию. Давайте при помощи теста оценим состояние нервной системы, от которой напрямую зависит качество вашей жизни.

    (К. Либельт)

    Инструкция.

    Обработка результатов. Сложите обведенные цифры.

    0 – 25 – эта сумма может вас не беспокоить. Однако все – таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.

    26 – 45 – поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете сделать для вашего организма.

    46 – 60 – ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.

    60 и более баллов – ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу

    Тест «Состояние вашей нервной системы» (К. Либельт)

    Инструкция. Обведите кружочком одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.


    № п/п

    Симптом

    Нет

    Редко

    Да

    Очень часто

    1.

    Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство?

    0

    3

    5

    10

    2.

    Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение?

    0

    2

    3

    6

    3.

    Часто ли вы быстро устаете?

    0

    2

    4

    8

    4.

    Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету?

    0

    2

    4

    8

    5.

    Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности?

    0

    2

    3

    6

    6.

    Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей?

    0

    2

    4

    8

    7.

    Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?

    0

    2

    3

    6

    8.

    Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах?

    0

    2

    4

    8

    9.

    Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание ?

    0

    2

    4

    8

    10

    Страдаете ли вы от зуда?

    0

    2

    3

    6

    11

    Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть «на высоте»?

    0

    2

    4

    8

    12

    Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание?

    0

    2

    4

    8

    13

    Копите ли вы неприятности в себе?

    0

    2

    4

    8

    14

    Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром?

    0

    2

    4

    8

    15

    Курите ли вы?

    0

    2

    5

    10

    16

    Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли страхи?

    0

    2

    4

    8

    17

    Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе?

    0

    2

    4

    8

    18

    Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?

    0

    2

    4

    8


    Так какие же симптомы профессионального выгорания вы можете увидеть как у себя так и у своих коллег. К ним относятся:

    чувство хронической усталости

    рост заболеваемости

    раздражительность

    нарушение сна, аппетита

    тревожность

    потеря интереса к профессиональным достижениям

    Экспресс оценка позволит оценить ваш уровень эмоционального выгорания



    1



    Да

    Нет

    2



    Да

    Нет

    3



    Да

    Нет

    4

    То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики .

    Да

    Нет

    5



    Да

    Нет

    6



    Да

    Нет

    7



    Да

    Нет

    8



    Да

    Нет

    9



    Да

    Нет

    10

    За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга , из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

    Да

    Нет

    Оценка результатов:

    0 -1 балл.
    2-6 баллов.
    7-9 баллов.
    10 баллов.

    Экспресс оценка выгорания


    На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

    1

    Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

    Да

    Нет

    2

    Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

    Да

    Нет

    3

    Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

    Да

    Нет

    4



    Да

    Нет

    5

    На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

    Да

    Нет

    6

    Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

    Да

    Нет

    7

    С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

    Да

    Нет

    8

    О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

    Да

    Нет

    9

    Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

    Да

    Нет

    10



    Да

    Нет

    Оценка результатов:

    0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
    2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
    7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
    10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

    Экспресс оценка выгорания


    На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

    1

    Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

    Да

    Нет

    2

    Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

    Да

    Нет

    3

    Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

    Да

    Нет

    4

    То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.

    Да

    Нет

    5

    На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

    Да

    Нет

    6

    Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

    Да

    Нет

    7

    С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

    Да

    Нет

    8

    О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

    Да

    Нет

    9

    Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

    Да

    Нет

    10

    За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

    Да

    Нет

    Оценка результатов:

    0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
    2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
    7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
    10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

    Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:


    • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

    • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

    • проще относитесь к конфликтам на работе;

    • как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

    А теперь выполним упражнение которое может послужить примером избавления от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

    Упражнение “ЗАТО”

    Какие чувства вы испытываете, когда, придя в школу, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 “окна”?

    Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (. работаем по кругу)

    Зато у меня есть время проверить тетради;

    Зато я могу сходить в столовую;

    Зато я могу отдохнуть;

    Зато я могу выпить кофе;

    Зато я могу сходить в свой класс;

    Зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.

    Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

    Помните: работа - всего лишь часть жизни.

    Советы психолога . Профилактика выгорания.

    Удовлетворение физиологических потребностей:

    - принимать пищу регулярно (завтрак, обед, ужин).

    - делать зарядку

    - проходить медицинский осмотр у врачей

    - брать больничный лист на время болезней

    - пользоваться услугами массажиста (делать самомассаж)

    - достаточно спать

    - носить одежду, которая нравится

    - брать отпуск

    - ограничить время телефонных разговоров

    - удовлетворять сексуальные потребности

    - вести оптимально активный образ жизни (танцевать, плавать, бегать, петь, заниматься спортом, совершать пешие прогулки и т.д.)

    Удовлетворение психологических потребностей

    - выделять время для саморефлексии

    - иметь хобби

    - снизить уровень стрессового воздействия в жизни

    - умение говорить «нет»

    - проявлять любопытство

    - обращаться за помощью к другим, когда нужно

    - посещать музеи, выставки, театры, спортивные соревнования

    - давать возможность другим людям узнать меня с разных сторон,

    - прислушиваться к своему внутреннему опыту (мыслям, чувствам, суждениям)

    Удовлетворение эмоциональных потребностей

    - проводить время с людьми, которые симпатичны

    - поддерживать отношение со значимыми людьми

    - поощрять и награждать себя

    - любить себя

    - перечитывать любимые книги и пересматривать любимые фильмы

    - позволять себе иногда плакать

    - играть с детьми

    - смеяться и улыбаться

    - осознавать свои потребности

    - научиться выражать свои эмоции и делать это конструктивно

    Удовлетворение духовных потребностей .

    - проводить время на природе

    - поддерживать в себе оптимизм и надежду

    - ориентироваться не только на материальные ценности

    - не брать на себя ответственность за все

    - быть открытым новому и неизвестному

    - участвовать в осуществлении того, во что верится

    Создание благоприятных условий работы .

    - делать перерывы в работе в течение дня

    - позволять себе поболтать с сотрудниками

    - уметь отстаивать свои принципы

    - распределять рабочее время так, чтобы избежать перегрузок

    - выделять время для завершения определенной работы

    - уделять время профессиональному росту

    - создать себе удобное рабочее место

    Обретение жизненного баланса

    - стремиться к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого рабочего дня

    - стремиться к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и отдыхом.

    Способы эффективного управления стрессом.


    1. 1. В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить какую – нибудь конкретную мыслительную задачу. Например, вспомнить, пять имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справится, но она требует определенных мыслительных усилий.

    1. 2. Старайтесь быть «позитивны»:
    Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо».

      3. Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь расслабляться. В напряженных ситуациях можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен, собран, готов к действию».

    1. 4. Увеличите «обратную связь» с телом и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы.

    1. 5. Вспомните, какие эмоции вы знаете. Умение распознавать свои истинные мысли и чувства помогает их контролировать.

    1. 6. Учитесь ставить реальные цели.

    1. 7. Попробуйте «использовать» стресс: если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте стресс в творческом процессе.

    1. 8. Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом : бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса.

    1. 9. Всегда хорошо высыпайтесь. Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу.

    1. 10. Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.

    1. 11. Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.

    1. 12. Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную.

    1. 13. Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.

    1. 14. Постарайтесь выговориться. Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе.

    1. 15. Примите душ или ванну. Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии.

    1. 16. Больше гуляйте на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки – восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.

    Ход занятия

    – Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, об их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.

    Эволюция, по – видимому наделила нас эмоциями, чтобы мотивировать нас к заботе о себе и стремлению понимать людей, которых мы любим.

    Эмоции– это опыт всего тела, включающий чувства, мысли и телесные ощущения.

    Существуют 6 уникальных эмоций: грусть, злость, отвращение, страх, счастье и удивление . Однако, как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живем, от воспитания, от семьи. Все мы родом из детства и многие наши действия, и поступки обусловлены чувствами и эмоциями, уходящими корнями в наше прошлое.

    Подростки, с которыми мы работаем, в силу своего возраста, полового созревания, не могут правильно управлять своими эмоциями. Находясь в эпицентре влюбленностей, ссор, выяснений отношений, они нуждаются в нашей помощи и поддержке, в индивидуальном подходе или в работе с классом.

    Чтобы лучше понять подростков, иногда необходимо представить себя в этом возрасте.

    В процессе подготовке к занятию, вы ответили на вопросы анкеты:

    “Что я думаю об эмоциях и чувствах?”

    1. Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?

    2. Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?

    3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей?

    4. Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?

    5. Случалось ли, что вы не понимали чувства других людей?

    6. Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?

    Есть такое понятие – эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои чувства и чувства других- людей, и умение следовать логике этих чувств.

    Тест: “Ваши эмоции ”.

    Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте “Ваши эмоции”.

    Время работы 2 мин.


    На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.

    Ключ к тесту.

    Напомним еще раз. Первое лицо – радость, второе лицо – грусть, третье лицо – злость и четвертое – обида.

    Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.


    • Первое лицо – радость . Если вы сделали основной упор на улыбку , сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.

    • Второе лицо – грусть. Если вы постарались передать грусть с помощью рта с опущенными вниз уголками , то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.

    • Третье лицо – злость. Если вы сделали основной упор на нос с раздутыми ноздрями , то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.

    • Четвертое лицо – обида . Если вы постарались передать обиду, сделан упор на печальные глаза и брови домиком , то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.
    Вообще, при расшифровке этого теста следует учитывать следующее. Глаза – это ваша готовность получать информацию и перерабатывать ее. Ресницы – склонность к демонстративности, вызывающее поведение. Брови – это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. Мимические морщины на лбу – склонность к размышлению. Складка между бровей – нерешительность, нежелание идти на риск. Нос – умение строить догадки и предположения, интуиция. Рот – контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. Подбородок – упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. Уши – умение выслушать доводы других людей и принять их точку зрения. Морщины возле рта – вечное недовольство, нежелание идти па компромисс, несогласие.

    Вывод : Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.

    – По ответам на вопросы анкеты получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, но есть чувства, которых лучше бы не было. Особым нерасположением пользуются все негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т. е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или другим людям в общении друг с другом.

    Бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?

    Давайте проведем самостоятельное исследование вреда и пользы эмоций на примере собственного опыта. Для исследования в группах я хочу предложить две эмоции: “Любовь” и “Лень”, а наши уважаемые гости на выбор поработают еще и с такими эмоциями, как злость, страх, радость.

    3. Упражнение: “Польза и вред эмоций”.

    Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы . Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “Любовь” . Вторая группа рассматривает пользу и вред эмоции “Лень”.

    Время работы 2- 3 мин.


    Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.

    Вывод: Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что подобный анализ дался вам легко, так как имеется и субъективный опыт переживаний, и способы выражения этого чувства и последствия выражения чувства. Если мы рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что каждая эмоция нам зачем – то нужна (она нам что-то говорит).

    Например: Страх упасть – быть осторожным в гололед. Лень делать пельмени – купил в магазине, сэкономил время.

    В современной культуре, СМИ существуют запреты на чувства и их внешнее проявление. Эти запреты предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), вытесняет их из своего сознания, потому что не хочет показаться слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.

    Люди, запрещающие себе чувствовать, как правило, находят запретам различные, рациональные обоснования.

    Например:

    “Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе);

    “Страх – признак слабости” (запрет на страх);

    “Злиться на близких недопустимо” (запрет на злость);

    “У меня никогда не получиться быть успешным и радостным” (запрет на радость).

    Только сейчас мы выяснили, что каждое чувство нам зачем – то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?

    В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом “взрывается” и вредит тем самым и окружающим, и себе.

    В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.

    Как поступить?

    Если вы хотите научиться изменять свои эмоциональные состояния, то вам необходимо выйти за пределы ситуации, посмотреть со стороны на себя, испытывающего эмоции, с иной точки зрения, глазами другого. Это не единственное , но исходное и необходимое условие изменения эмоционального состояния. Существуют много способов посмотреть со стороны на свои эмоции. Один из самых доступных способов –

    4. Игра “Эмоциональный термометр”.

    Эта игра индивидуальная, хотя в неё можно играть всем вместе.

    Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером.

    Например, утром:

    – Когда вы проснулись, ваше настроение было…

    – Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …

    – В школе ваше настроение….

    Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия днем и вечером.

    Время работы 2-3 мин.

    Обсуждение.

    Проанализируйте свои эмоциональные графики:

    – Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

    – Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми.

    – Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %,

    то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?

    – “Крайние” настроения – очень плохое и очень хорошее, так же больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к “крайним” настроениям?

    – Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

    Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

    Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

    – заняться эмоциональной приятной деятельностью;

    – заняться аутотренингом;

    – заняться спортом;

    – пойти в гости, в лес.

    6. Рефлексия занятия.

    Ощущения и впечатления о проделанной работе.


    1. Что нового вы узнали о себе?

    2. Ваши впечатления о занятии?