Веркин Александр Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Маливская СОШ
Населённый пункт: д. Зарудня. Коломенский район. Московская область
Наименование материала: Рабочая программа на основе элементов спортивной борьбы
Тема: Проведение уроков физической культуры по борьбе
Дата публикации: 01.01.2016
Раздел: среднее образование

Программа

по физической культуре

для общеобразовательных учреждений

по разделу борьба (5 – 9 классы)

Московская область

Коломенский муниципальный район

МОУ Маливская сош

Составитель: учитель физической культуры Веркин А.А.

2015 год

Пояснительная записка
Программа разработана для занятий разделом борьбы (элементами единоборств) среди учащихся общеобразовательных учреждений. В данной программе отражен учебный процесс для учащихся 5-9 классов, в соответствии с требованиями основного общего образования, особенностями МОУ Маливской средней общеобразовательной школы, образовательных потребностей и запросов обучающихся. Особенностью планирования программного материала являются сведения максимальных возможностей параметров нагрузок, средств, методов, контроля в одну схему проведения занятий.
Целью
физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физического воспитания при занятиях борьбой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области борьбы, осуществлять освоенные умения в оздоровительной и спортивной деятельности. Практическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе урока решаются следующие
задачи
: - гармоничное физическое развитие учащихся; - разносторонняя подготовка; - обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; - овладение основами техники выполнения упражнений; - приобретение необходимых знаний в области единоборств, физической культуры и спорта; - выявление способных учащихся; - воспитание потребности и умения самостоятельно применять физические упражнения в жизни, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья: - содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности: - содействие воспитанию патриотизма.
Общая характеристика раздела
В возрасте 12 – 13 лет условные рефлексы у детей обладают стойкостью, движения становятся точнее, быстрее, улучшается процесс автоматизации, но полностью
формирование центральной нервной системы не завершено и продолжается в, более старшем возрасте. В 14 – 15 лет развиваются качества, связанные с различными формами выносливости и силы. По показаниям обмена веществ и энергетических затрат организм подростка еще не подготовлен для выполнения нагрузок, равным более взрослым детей. Начиная с 5 класса, в содержание программного материала включены элементы борьбы (единоборств). Этот материал, способствует овладению учащимися жизненно важными элементами борьбы (единоборств), оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия борьбой содействуют воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, уверенности в себе. Занятия по овладению техническими приемами борьбы (единоборств) требуют тщательной подготовки мест занятий, соблюдения гигиенических правил и техники безопасности. При соответствующей подготовке учителя и учеников программный материал может быть расширен за счет изучения более сложных приемов борьбы.
Место учебного раздела в школьной программе
Учебная программа по физической культуре МОУ Маливской средней общеобразовательной школы предусматривает изучение элементов борьбы (единоборств) в 5-6 классах – 9 часов (вариативная часть), в 7 классе – 9 часов (6 часов – базовая часть, 3 часа – вариативная часть), 8-9 классах – 9 часов (базовая часть).
Содержание раздела
Основная направленность 5 – 6 классы На овладение техникой приемов борьбы Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища. Освобождение от захватов. Упражнения по овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: выведение из равновесия рывком и толчком, передняя подножка, задняя подножка, захватом двух ног. Приемы борьбы лежа: переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки, двух рук, удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сбоку. На развитие координационных способностей Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в длину (высоту) с места (разбега). Подвижные игры типа «Салки кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов», «Паук», «Регби на коленях» и т.п. На развитие силовых способностей и силовой Силовые упражнения, единоборства в парах.
выносливости На знания о физической культуре Виды единоборств. Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборствами на организм человека и развитие координационных, кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах. Самостоятельные занятия Проведение учащимися подготовительной части занятия (общих, специальных упражнений, а также элементов акробатики). На овладение организаторскими способностями Подготовка мест занятий. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом. Основная направленность 7 – 9 классы На овладение техникой приемов борьбы Способы подготовки к проведению бросков. Упражнения по овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: бросок рывком за подколенный сгиб, бросок через бедро, бросок захватом руки под плечо. Приемы борьбы лежа: переворачивание лежащего на животе захватом туловища, двух ног, удержание сверху. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сверху. На развитие координационных способностей Совершенствование изученных приемов борьбы лежа и стоя. Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в длину (высоту) с места (разбега) через партнеров лежащих на животе, стоящих согнувшись. Переворот боком. Подвижные игры типа «Салки кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов», «Паук», «Регби на коленях» и т.п. На развитие силовых способностей и силовой выносливости Силовые упражнения, единоборства в парах. Эстафеты с включением элементов акробатики и бросков. Силовые элементы единоборств в парах. На знания о физической культуре Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Закаливание, режим дня, питание, самоконтроль. Самостоятельные занятия Проведение учащимися подготовительной части занятия (общеразвивающих, специальных упражнений, а также элементов акробатики). На овладение организаторскими способностями Выполнение учащимися на занятии роли помощника учителя. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения; – выполнение технических действий единоборств, применение их в игровой и соревновательной деятельности. По окончании 5-9 класса учащиеся должны
уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; – излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека; – использовать физическую культуры (элементы единоборств) как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; – оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры с элементами единоборств и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; – соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; – выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне; – выполнять технические действия борьбы, применять их в игровой и соревновательной деятельности; – выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
знать (понимать):
-исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения; -название известных единоборств. -основные показатели физического развития. -правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. -правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; - включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Календарно – тематическое планирование

5 класс
№ урока Тема урока Домашнее задание Плановая дата проведения урока Скорректирован ная дата проведения урока 1 Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Виды единоборств. Гигиена борца. Общеразвивающие упражнения борцов на месте Отжимание в упоре лежа – до 15 раз.
и в движении. 2 Общеразвивающие (специальные) упражнения борцов. Упражнения по овладению приемами самостраховки при падении на бок, спину, грудь. Страховка. Отжимание в упоре лежа – до 15 раз. 3 Общеразвивающие (специальные) упражнения борцов. Упражнения по овладению приемами самостраховки при падении на бок, спину, грудь. Страховка. Отжимание в упоре лежа – до 15 раз. 4 Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища. Освобождение от захватов. Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). 5 Приемы борьбы лежа: переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки, двух рук. Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). 6 Приемы борьбы лежа: удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сбоку. Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). 7 Приемы борьбы стоя: выведение из равновесия рывком и толчком. Приседание на одной ноге – до 7 раз. 8 Приемы борьбы стоя: передняя подножка. Приседание на одной ноге – до 7 раз. 9 Силовые элементы единоборства в парах. Подвижные игры: «Салки кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов», Приседание на одной ноге – до 7 раз.

Тематическое планирование

урока

Тема раздела

Решаемая

проблема

Понятия

Предметные

результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Познавательн

Регулятивные

Коммуник

ативные
1-9 Борьба Овладеть учащимися жизненно важными навыками единоборст в. Место занятий, стойка, передвижени я в стойке, захват, приемы борьбы стоя и лежа, страховка, самостраховк а, правила поведения учащихся во время занятий единоборства ми. Разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц) и кондиционных (скоростно- силовых, силовых, Виды единоборств, гигиена борца, влияние занятий единоборства ми на организм человека, развитие его физических способностей, оказание первой медицинской помощи при травмах. Занятия с использование м единоборств содействуют овладению техникой приемов, развивают координацион ные, силовые способности, а также силовую выносливость. Занятия воспитывают у детей волевые качества: смелость, решительность, уверенность. Самостоят ельно выполнять упражнени я в парах, владеть приемами страховки, подвижны ми играми с элементам и единоборс тв. Оказание помощи слабо успевающим товарищам в овладении программным материалом по борьбе.
силовой выносливости) способностей.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

1.
Общеобразовательная программа основного общего образования (БУП) МОУ Маливской средней общеобразовательной школы
2.
Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 - 11 классов. Ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича, изд. "Просвещение", 2012 г.
3.
УМК «Школа России» под редакцией В.И.Ляха
4.
100 уроков САМБО, ред. Е.М. Чумакова, изд. "Фаир-Пресса", 1988 г., г. Москва.
5.
САМБО, ред. С.А. Селиверстов, 1997 г., г. Москва.
6.
САМБО: первые шаги ред. П.А.Эйгминас, изд. «Физкультура и спорт», 1992 г., г. Москва.
Материально-техническое обеспечение

Место для занятий:
Спортивный и тренажерный залы.
Для уроков борьбы:
Маты, пояса, секундомер, набивные мячи (1-3 кг.), скакалки, медицинские весы, зеркало.

Учебное занятие

по классической борьбе с группой начинающих.

Дата проведения

Задачи: 1. Изучить движение туловищем при упоре головой, руками и ногами в ковер. 2. Повторить переворот рычагом. 3. Изучить переворот за ру­ки сбоку.

Инвентарь: борцовский ковер.

Часть

урока и время

Дозировка

Организационно-методические указания

Построение группы,

рапорт дежурного преподавателю.

Проверка присутствующих.

Объяснение задач урока.

Проверка гигиенического состояния занимающихся.

Строевые упражнения: повороты

налево (направо), кругом

Проверить, острижены ли ногти. Проверить форму одежды

вительная-

Ходьба: высоко поднимая колени; на внешней (внутренней) стороне стопы; спортивная ходьба.

Бег: пятками доставая ягодицы; правым (левым) боком вперед; скрещивая ноги; с ускорением; с постепенным переходом

на ходьбу.

Ходьба: в полуприседе; обычная ходьба.

Кувырки вперед, назад

Построение группы в круг.

1). Исходное положение (И. п.) - основная стойка (о. с), ноги на ширине плеч:

1 - поднять руки вверх, 2, 3 - рывок руками назад, 4- И. п.

2). И. п. - руки за головой, локти отведены назад: 1, 2- два наклона

вправо, 3, 4 - то же влево

3). И. п. - о. с:1, 2,3 - три пружинистых наклона вперед, 4. - И. п.

4). И. п. - руки за головой: 1 - поворот туловища налево, 2 - И. п., 3 - поворот туловища направо, 4. - И. п.

5). И. п. - руки на пояс: 1-4- круговое движение туловищем вперед-вправо,

5-8- то же вперед-влево

6). И. п. - упор лежа: 1, 2 - согнуть руки, 3,4 -И. п.

7). И. п. - лежа на животе с захватом руками голеностопных суставов:

1 - прогнуться, 2 - И.п.

8). И. п.- лежа на спине, руки вдоль туловища: 1,2 - коснуться носками ног ковра за гололовой, 3, 4 -И. п.

9). Движения на мосту вперед-назад с поворотом головы налево-направо

10). Борьба ногами лежа 2 + 2 мин

Каждое упражнение выполняется на

Протяжении 25 м , всего 5 мин.

4 раза по 30 сек.

Ходьба налево в обход. Обратить внимание на осанку.

При движении правым боком левая нога попеременно ставится то спереди, то сзади правой ноги

Кувырки выполняются по диагонали

ковра в колонне по одному

Каждый рывок делается с большей силой.

Голову вперед не наклонять

При наклонах доставать ковер руками

Локти вперед не сводить

С места не сходить

Туловище прямое

И. п. принимать только после команды

Ноги в коленях не сгибать

Вначале упражнение выполняется с помощью рук

Пары подбирают примерно равного веса. Упражнения выполняются левой и правой ногой

ная-40мин.

1. Изучение движений туловища в упоре головой, руками, ногами в ковер: вперед-назад, в стороны, круговые

2. Повторение переворота рычагом на несопротявляющемся партнере и на партнере, сопротивляющемся не в полную силу после захвата

3. Изучение переворота захватом рук сбоку

4. Учебная схватка 2+2 мин

5. Повторение передвижений, захватов и борьба за захваты

Выполняются с помощью рук

Повторение с правой и левой стороны от противника

Обратить внимание на скручивание парт­нера

Перемена партнеров местами после 1 мин отдыха

тельная -

Упражнения для укрепления моста.

Спокойная игра: «Делай, как я».

Ходьба строевым шагом. Построение. Подведение итогов урока. Задание на дом. Замечания по уроку

2 раза по30 сек

Обязательное выполнение утренней зарядки

Учебно-тренировочное занятие . Учебно-тренировочное заня­тие - наиболее распространенная форма организации занятий. Продолжительность 135-180 мин. Задачи: изучение и совершен­ствование техники и тактики борьбы, совершенствование физиче­ских и волевых качеств.

Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

1. Вводная часть. Продолжительность 3-7 мин. В ввод­ной части урока ставятся те же задачи и применяются такие же средства, что и в учебном уроке. При необходимости даются за­дания отдельным занимающимся.

2. Подготовительная часть. Продолжительность 20 - 30 мин. Задачи и средства те же, что и в подготовительной части учебного урока.

3. Основная часть. Продолжительность 95-105 мин. при уроке 135 мин. и 140-150 мин. при уроке 180 мин. Задачи: изу­чение новых и совершенствование ранее изученных технических и тактических действий, совершенствование специальных физи­ческих и волевых качеств.

Основная часть урока в большинстве случаев начинается с повторения ранее пройденного материала (выполняются части приемов, связки комбинаций, контрприемов и т. п.). Затем зани­мающиеся изучают новые специальные упражнения, приемы, за­шиты, контрприемы, способы тактической подготовки.

Повторив ранее пройденный материал и усвоив новый, зани­мающиеся совершенствуют его в учебных, учебно-тренировочных или тренировочных схватках. В конце основной части урока да­ется задание на совершенствование дожимов, уходов и контр­приемов с уходом с моста. Основная часть заканчивается выпол­нением специальных упражнений на развитие силы, гибкости или выносливости по заданию тренера.

4. Заключительная часть. Продолжительность 3-7 мин. Задачи и средства этой части урока не отличаются от заключи­тельной части учебного урока.

Учебно-тренировочное занятие проводится групповым методом. Однако в конце подготовительной части урока может быть отве­дено время для самостоятельной работы по заданию.

Подбор специальных упражнений и их дозировка, время изу­чения и совершенствования техники и тактики борьбы, характер и длительность схваток зависят от задач и подготовленности группы.

Во время проведения схваток свободные борцы, исключая пару, готовящуюся к борьбе, или следующие пары (при борьбе на нескольких коврах) выполняют упражнения по заданию тре­нера вне ковра.

За борцами, свободными от борьбы, наблюдает другой пре­подаватель или помощник из способных борцов. Борцы, которые готовятся к схватке, отдыхают, настраиваются на ее проведение, продумывают способы решения поставленных задач. В это время они могут наблюдать и за схваткой, отмечая для себя ее инте­ресные ситуации.

Если одновременно ставится задача совершенствовать физи­ческие качества, то совершенствовать быстроту и ловкость надо в начале урока, пока занимающиеся еще не устали. Упражнения на развитие силы, гибкости и выносливости выполняют в конце урока, когда занимающиеся хорошо разогрелись и подготовили мышцы к большой нагрузке.

Примерный план-конспект занятий по борьбе

Учебно-тренировочное занятие

по вольной борьбе с группой борцов 2-го разряда

Дата проведения

Задачи: совершенствовать равновесие, повторить переворот скрестным захватом голеней; изучить вариант выполнения этого приема.

Инвентарь: борцовский ковер.

Часть

урока

и время

Дозировка

Организационно-методические

указания

Построение группы, расчет, рапорт. Проверка присутствующих. Объяснение задач урока.

Задание: 1-4-три шага вперед, 5 - упор присев, 6 - упор лежа, 7 - согнуть руки, 8 - разогнуть руки, 9 - что и 5, 10 -о. с, 11-12 -поворот направо

После выполнения задания с первым счетом занимающиеся

выполняют движение налево в обход

вительная-

Ходьба, ходьба носками внутрь (кнаружи), ходьба в полуприседе с поворотами налево (направо), ходьба на коленях, выставляя голень вперед-внутрь

Спортивная ходьба. Бег с поворотами на 360°, бег с ускорениями. Прыжки на ногах с прогибанием и продвижением вперед

Ходьба, кувырки вперед, назад

Кувырки назад с выходом в стойку на кистях, переворот боком, полет-кувырок через чучело.

Построение группы в колонну по 4.

1). И. п. - правая перед левой, руки перед грудью: 1,2 - два рывка руками назад, 3-рывок прямыми руками назад с поворотом туловища налево (направо), 4.-И. п.

2). И. п. - то же:1 - наклон влево, 2 - И. п., 3 -наклон вправо, 4 - И. п.

3). И. п. - стоя на правой ноге, левая сзади:

1 - наклон вперед с касанием руками ковра справа от правой ноги, 2 - то же с касанием ковра спереди от правой ноги, 3 - то же с касанием ковра слева от правой ноги, 4 - И. п.

4). То же, что и 3, но стоя на другой ноге

5). И. п. - ноги на ширине плеч: 1,2,3 - прогнуться и достать ладонями пятки, 4 - И. п.

6). И. п. - о. с, носки вместе, руки на пояс:

1-4 - вращение туловищем вперед-влево, 5-8-то же в другую сторону

7). И. п. - выпад вправо на правую, стоя на

носках, руки на пояс: 1,2 - переход в выпад

на левую. 3-4 - И. п.

8). И. п. - стоя на левой (правой) ноге. Движения правой (левой) спереди назад (как при отхвате)

Движения туловища, стоя в положении моста, вперед-назад с поворотом головы налево-направо.

Движения туловища в упоре головой о ковер

вперед-назад, влево-вправо, круговые.

Движения туловища в положении моста с поднятой правой (левой) ногой.

Каждое упраж-нение выпол-няется на про-тяжении 25 м

каждой ногой

на каждой ноге

Повороты выполняются произвольно, без нарушения движения в обход

Повороты выполняются по хлопку, ускорения - по свистку.

Акробатические упражнения выполняются с поворотом налево в колонну по 2.

После полета-кувырка встать в о. с. и остаться стоять

С места не сходить

Вперед не наклоняться

С места не сходить

При прогибании таз не опускать

Таз не поднимать и не касаться пятками ковра

После первой серии отдых- 30 сек.

Амплитуда движения предельная

Выполняются с помощью рук

ная-95 мин.

Партер. Повторение переворота скрестным захватом голеней из положения партера (положение атакованного - лежа, в партере)

Изучение варианта переворота скрестным захватом голеней со вставанием в стойку

Учебная схватка на совершенствование переворотов скрестным захватом голеней 3/3

Учебно-тренировочная схватка на совершенствование ранее изученной техники 4/4

Различные упражнения в положении моста

Ранее переворот изучался без вставания атакующего в стойку

При вставании тащить партнера на себя

Обратить внимание на выходы наверх

Темп, выполнения спокойный.

тельная -

Упражнения на успокоение дыхания и расслабление. Упражнения на внимание в движении. Построение. Подведение итогов занятия. Замечания по уроку

Упражнения выполняются со словом «группа». Выполнивший упражне­ние без слова «груп­па» занимает место последнего в колонне

Тренировочное занятие. Продолжительность 135-180 мин. Объем работы по сравнению с учебно-тренировочными занятиями уменьшается, а интенсивность увеличивается. Задачи: дальней­шее совершенствование техники и тактики борцов, совершенство­вание физических и волевых качеств, достижение высокого уров­ня спортивной формы, выявление лучших борцов к предстоящим соревнованиям, определение уровня различных сторон спортив­ного мастерства борцов.

Тренировочный урок состоит из трех частей: разминки, объе­диняющей вводную и подготовительную часть, основной и заключительной.

1. Разминка. Разминка длится 15-25 мин. Задачи: ознаком­ление группы с задачами занятия, порядком его проведения, с конкретными задачами, порядком пар для ведения борьбы. По­рядок пар целесообразно вывешивать в зале, где проходит тре­нировка. Повышение функций и настройка организма на выпол­нение работы в основной части урока. В разминку включаются общеразвивающие упражнения для разогревания организма и специальные упражнения для настройки нервно-мышечного аппарата к предстоящей работе. Специальные упражнения лучше проделывать с партнером, так как они могут наилучшим образом соответствовать упражнениям из основной части занятия.

2. Основная часть. Продолжительность 105-115 мин. при длительности урока 135 мин. или 150-160 мин. при длительно­сти урока 180 мин. Задачи: совершенствование борцов в физиче­ской, волевой, технической и тактической подготовке; выбор бор­цов на предстоящие соревнования; определение степени спортив­ного мастерства борцов.

Основная часть начинается с тренировочных схваток, которые проводятся по правилам соревнований (не засчитывается только туше и схватка продолжается в стойке). Тренировочные схватки прерываются только в исключительных случаях. Все замечания делаются в ходе схватки.

При подготовке к турнирным соревнованиям разрешается проводить две тренировочные схватки. При одной тренировочной схватке можно провести дополнительную, но уже учебно-трени­ровочную схватку. Длительность такой схватки - сокращают или уменьшают темп ее проведения. После схваток дается за­дание на совершенствование технических и тактических дей­ствий.

Основная часть тренировочного занятия~заканчивается про­ведением специальных упражнений для развития гибкости, силы или выносливости. Наиболее распространенными упражнениями являются дожимы, уходы и контрприемы с уходом с моста в классической и вольной борьбе, удержания и уходы от них в борьбе самбо.

3. Заключительная часть длится 3-5 мин. В ее за­дачу входит приведение организма в относительно спокойное состояние и подведение итогов урока. Борцы могут проводить заключительную часть индивидуально по определенному за­данию.

Организационно-методическиеуказания. После построения группы и объяснения задач занятия разминка проводится групповым или индивидуальным методом.

При групповом методе разминку проводит преподаватель. В такую разминку включают общеразвивающие и наиболее до­ступные специальные упражнения. После разминки отводится 3-5 мин. для самостоятельной подготовки к схватке. В это вре­мя борец выполняет специальные упражнения, которые необхо­димы только ему.

Специальную разминку можно проводить и в виде борьбы с партнером, который сопротивляется не в полную силу. Размин­ка не должна быть утомительной. Для большинства борцов ее следует заканчивать за 10-12 мин. до выхода на схватку.

Индивидуальная разминка аналогична групповой. В ее зада­чу входит общее разогревание организма и подготовка его к выполнению конкретных задач в основной части занятия. Индиви­дуальная разминка на тренировке должна быть похожей на разминку перед соревновательной схваткой.

Порядок применения средств тренировки в основной части занятия может быть несколько изменен. Вначале выполняются задания на совершенствование тактико-технических действий, затем проводится тренировочная схватка, после чего даются до­полнительные задания.

Примерный план-конспект

Тренировочное занятие по борьбе самбо

с группой мастеров спорта и борцов 1-го разряда.

Дата проведения.

Задача: совершенствование спортивного мастерства по индивидуаль­ным планам.

Инвентарь: борцовский ковер 8X8 м, гимнастическая стенка, гири 16 и 24 кг, разборная штанга, канат, кольца, скакалки.

Часть

урока

и время

Дозиров­ка,

Организационно-методические

указания

Построение, рапорт, проверка присутствующих

Объяснение задач урока

Общеразвивающие упражнения

Специальные упражнения

Указывается порядок пар

Выполняются, самостоятельно с включением элементов самостраховки

Тренировочные схватки по правилам

Учебно-тренировочные схватки длительностью 8 мин.

Совершенствование удержаний и переходов на болевые приемы

Совершенствование физических качеств: гибкости, силы, выносливости

Задачи схватки борцы решают самостоятельно

Первые 4 мин. один из борцов копирует для партнера борьбу его будущего противника. Затем борцы меняются ролями

Удержания совершенствуются в положении, которое получается в результате проведения коронного приема

По заданию тренера

тельная -

Упражнения на расслабление и успокоение дыхания

Построение. Подведение итогов занятия. Замечания по занятию

Проводятся самостоятельно

Проводит тренер

При любом порядке применения средств тренировки трениро­вочная схватка является основной.

Основная часть урока проводится двумя преподавателями. Один наблюдает за схваткой, другой записывает преимущества и недостатки борцов. Если нет второго преподавателя, то для ведения схватки подбирают помощника из числа лучших борцов. При этом запись ведет преподаватель.

Если при распределении борцов на тренировочные схватки один остается без пары, то его надо соединить с парой борцов соответствующего веса и квалификации. В этом случае борцы попеременно борются с каждым. Задачу схватки устанавливает преподаватель.

При самостоятельном выполнении длительных или трудных заданий борцы в случае усталости отдыхают. Однако время от­дыха не должно быть длительным, так как при охлаждении борцы обычно теряют желание тренироваться.

При подготовке к конкретному соревнованию тренировочные схватки борцы проводят с учетом индивидуальных особенностей своих будущих противников. Для этого надо подбирать таких партнеров, которые по манере борьбы и своим индивидуальным особенностям были бы похожи на будущих противников. Если таких партнеров нет, то можно дать задание спортсмену: бо­роться в стиле и манере предполагаемого противника (моделиро­вание).

Занятия другими видами спорта . Занятия други­ми видами спорта в основном относятся к числу тренировочных занятий.

Из других видов спорта борцы наиболее часто используют гимнастические упражнения: вольные и на снарядах; баскетбол, волейбол, ручной мяч, кроссы, прыжки, метания, греблю, плава­ние, акробатику, штангу, ходьбу на лыжах, слалом.

Занятия другими видами спорта целесообразно проводить на свежем воздухе. Начинать их рекомендуется коротким бегом с применением небольших комплексов общеразвивающих упраж­нений. Такие занятия могут заканчиваться специальными упраж­нениями, в парах без бросков. При проведении занятий с целью разностороннего физического развития можно использовать ес­тественные средства природы: камни, деревья, песчаный берег и др.

Подобные занятия могут проводиться по одному виду спорта или быть смешанными. Во втором случае занятия начинаются, например, с игры в баскетбол, а заканчиваются упражнениями со штангой или акробатическими упражнениями или кроссом.

С целью избирательного развития физических качеств могут проводиться комплексные занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. На таких занятиях для одних борцов, например, дается задание совершенствовать силу мышц с по­мощью штанги, для других - выносливость с преодолением ди­станции кросса, для третьих - ловкость с помощью акробатиче­ских упражнений и т. п.

Занятия другими видами спорта можно включать в подгото­вительную часть или в конец основной части урока по борьбе.

Заканчиваться занятия должны упражнениями на успокоение дыхания и на расслабление.

После окончания занятий, если позволяют условия, можно провести кратковременное купание.

МБУ ДОД ДЮСШ № 2

п.г.тДжалиль

Классный час в 7 классе,

посвященный борьбе дзюдо

Тема: « Дзюдо. Приемы борьбы лежа и стоя».

Дата проведения: 02.12.2014 г.

Место проведения: МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа № 2 » Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Провёл: тренер-преподаватель по дзюдо

Щербаков Виктор Алексеевич

Цель урока: развитие координационных, силовых способностей, силовой выносливости и гибкости, ознакомление с основами олимпийского движения.

Задачи урока:

Изучить бросок в борьбе стоя «Переднюю подножку» и совершенствовать бросок «задняя подножка».

Изучить болевой прием в борьбе лежа «рычаг локтя при захвате руки двумя ногами».

Теоретические сведения: продолжить знакомство с олимпийским движением.

Инвентарь: дзюдоистский ковер (татами).

Части кл.часа

Дозировка

Методические указания

Вводная часть.

1. Построение, перекличка учащихся.

2.Проблемная ситуация, задача урока.

3.Воспитательный момент.

2 мин.

С наступлением зимы участились обращения граждан в травпункт.

Что необходимо знать и уметь, чтобы не получить травму или правильно оказать помощь.

Воспитание чувства сопереживания к людям, возможность прийти на помощь, укрепление здоровья

Подготовительная часть

1. Измерение частоты сердечного сокращения (ЧСС). Разминка: легко бегом, бег приставными шагами, захлестом голени, высоким подниманием бедра, бег с поворотами на 360 градусов.

10 мин.

Бег в колонне по одному. Дистанция один метр. Вдох носом, выдох ртом

2. О.Р.У стоя, упражнения для развития мышц шеи, плечевого сустава, рук, туловища, тазобедренных суставов; упражнения для коленных суставов. Выпады влево, вправо (полушпагаты), шпагат продольный и поперечный.

3. Упражнения в партере (лёжа) для развития гибкости

А) Упражнение мост из положения стоя на коленях.

Б) Повороты туловищем из положения сидя на коленях касаясь руками ковра за спиной.

В) Разминка шеи из положения стоя в упоре на голове «мост» согнувшись.

Г) Разминка шеи из положения стоя в упоре на голове «мост» прогнувшись.

Д) Кувырки вперед и назад, переворот боком, переворот вперед. Измерение ЧСС.

Не вращать головой. Руки прямые.

Основная часть.

1. Совершенствование страховки, падение на бок и на спину.

2. Учитель рассказывает и показывает новый прием. Измерение ЧСС

3. Разучивание техники приема передняя подножка. Этот прием может выполняться, если партнёр находится в защитной стойке или когда партнёр двигается вперёд. Тори в синем кимоно стоит во фронтальной (защитной) стойке, левой рукой захватывает правую руку Укэ в белом кимоно, а правой рукой, держит захват на шее. Укэ стоит в атакующей (правосторонней) стойке правая нога впереди, и держит такой же захват как Тори, Укэ руками делает тягу Тори на себя и переносит центр тяжести своего тела на правую ногу, делает разворот заводя левую ногу за правую и становится спиной к Тори,делает подсед и правой ногой перекрывает обе ноги Тори перенося центр тяжести на левую ногу, левой рукой тянет правую руку а правой рукой захватив шею Тори и делает бросок. Измерение ЧСС.

5. Игра, проведение конкурса по решению кроссворда на олимпийскую тематику.

А) Вопросы по горизонтали

1.Место проведения древних Олимпийских Игр (Олимпия).

2. Источник здоровья (спорт).

Б) Вопросы по вертикали

1. Комплексное, массовое соревнование(Спартакиада).

6.Измерение ЧСС. Борьба лежа (партер). Разучивание болевого приема рычаг локтя при захвате руки двумя ногами. Укэ в белом кимоно лежит на спине, Тори немного отодвигается назад, делает паузу в положении стоя на левом колене, затем придвигается ближе. Поднимая правую руку, Укэ захватывает левый отворот Тори. Тори сразу реагирует, захватывая правую руку партнера двумя руками и ставя правую ногу у подмышки борца в белом. Поднимаясь на правой ноге, Тори перешагивает левой ногой через голову Укэ, поставив пятку около его шеи. Одновременно Тори подтягивается ближе к правому плечу Укэ. Тори садится на татами у правого плеча партнера. Сжимая колени, Тори вытягивает руку Укэ в направлении наружу, скручивая ее с помощью своего правого бедра. Укэ подает сигнал «сдаюсь» двойным хлопком по левой ноге Тори. Измерение ЧСС.

28 минут.

Делать хлопок прямой рукой.

Технические действия выполнять без сопротивления.

Стойка прямая.

Класс делится на две группы и борется по 5 мин.

Следить за постановкой ног и тягой

Страховать партнёра при падении.

Игра на олимпийскую тематику

Повернуть предплечье руки атакуемого таким образом, чтобы большой палец запястья был направлен вверх.

Заключительная часть.

1. Приведение организма в относительно спокойное состояние, легко бегом.

2.Дыхательные упражнения. Брюшное грудное и полное дыхание. Лежа на спине, левая рука лежит на животе, а правая на груди, делать брюшное дыхание, 5-7 вдохов, глаза закрыты. Грудное дыхание 5-7 вдохов. Полное дыхание, начиная вдох животом, переводить вдох грудью, начиная выдох грудью и заканчивая выдох животом. 3.Измерение ЧСС.

4. Построение, подведение итогов урока: выделение лучших учащихся, задание отстающим. Домашнее задание.

5 минут.

Правая рука не должна шевелиться, а левая рука поднимается

Просмотр правильного выполнения техники приемов освобождения от захватов за руки, туловище, одежду.

Вступительное слово учителя: Часто возникает ситуация, когда используются захваты конечностей, одежды и различные обхваты тела с целью сковать действия противника. В связи с этим возникает актуальная проблема нейтрализации такого рода воздействия, посредством использования приемов самозащиты.

Учащихся разделить, попарно учитывая физические, весовые и половые характеристики.

Каждый из вариантов требует использование различных методов нейтрализации, которые рассмотрены в презентации урока, Обратить внимание на детей, которые работают левой рукой.

4 варианта освобождения

1.1 Тяните руку вверх. Во время этого движения предплечье противника будет выкручиваться внутрь, что приведет к невозможности удержания нормального захвата.

1.2 Вращайте свою кисть по часовой стрелке. Противник не может удержать захват, так как вы создали неудобное положение для его кисти. Кроме этого вы двигаете свою кисть к пальцам оппонента, которые являются самым слабым местом захвата. Считается, что наиболее слабым звеном является большой палец и, соответственно, в большинстве случаев освобождения от захвата усилие направляют именно в его сторону

1.3 Вращайте кисть по дуге вверх и в сторону. В этом случае усилие вновь направляется в сторону его большого пальца. Противник вынужден ослабить захват, что дает вам возможность освободиться.

1.4 Опустите свою кисть вниз поверх запястья оппонента. Освобождение осуществляется за счет воздействия на большой палец его руки.

4 варианта освобождения

2.1 Тяните свою руку вверх и внутрь к себе. Одновременно локоть опускается вниз. Этим движением вы разжимаете пальцы оппонента и освобождаетесь.

2.2 Вращайте свою кисть вниз, вверх и наружу, освобождаясь от захвата.

2.3 . Давите своей кистью вниз поверх запястья руки оппонента. Освобождение осуществляется за счет воздействия на большой палец его руки.

2.4 Давите своей кистью вниз поверх запястья руки оппонента. Освобождение осуществляется за счет воздействия на большой палец его руки.

3.1 Противник удерживает ваше правое предплечье двумя руками (большие пальцы направлены вверх) — Вы поворачиваете свое правое предплечье так, чтобы большой палец был направлен вверх. Одновременно захватываете свой правый кулак своей левой рукой между руками противника и совершаете резкий рывок вверх и на себя. При этом вы поворачиваетесь налево и сгибаете правую руку под прямым углом.

3.2 Противник удерживает ваше правое предплечье так же, как на рисунке 6. Вы берете левой рукой свой правый кулак и поднимаете его до тех пор, пока правое предплечье не займет вертикального положения. С силой прижимаете кулак к предплечью нападающего по направлению книзу.


Тема: « Дзюдо. Приемы борьбы лежа и стоя».

Дата проведения: 02.12.2014 г.


Место проведения: МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа № 2 » Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Провёл: тренер-преподаватель по дзюдо

Щербаков Виктор Алексеевич

Цель урока: развитие координационных, силовых способностей, силовой выносливости и гибкости, ознакомление с основами олимпийского движения.

Задачи урока:

Изучить бросок в борьбе стоя «Переднюю подножку» и совершенствовать бросок «задняя подножка».

Изучить болевой прием в борьбе лежа «рычаг локтя при захвате руки двумя ногами».

Теоретические сведения: продолжить знакомство с олимпийским движением.

Инвентарь: дзюдоистский ковер (татами).

Части кл.часа

Содержание классного часа


Дозировка


Методические указания


1.


Вводная часть.

1. Построение, перекличка учащихся.

2.Проблемная ситуация, задача урока.

3.Воспитательный момент.


2 мин.


С наступлением зимы участились обращения граждан в травпункт.

Что необходимо знать и уметь, чтобы не получить травму или правильно оказать помощь.

Воспитание чувства сопереживания к людям, возможность прийти на помощь, укрепление здоровья


2.


Подготовительная часть

1. Измерение частоты сердечного сокращения (ЧСС). Разминка: легко бегом, бег приставными шагами, захлестом голени, высоким подниманием бедра, бег с поворотами на 360 градусов.


10 мин.

2 мин.


Бег в колонне по одному. Дистанция один метр. Вдох носом, выдох ртом


2. О.Р.У стоя, упражнения для развития мышц шеи, плечевого сустава, рук, туловища, тазобедренных суставов; упражнения для коленных суставов. Выпады влево, вправо (полушпагаты), шпагат продольный и поперечный.

3. Упражнения в партере (лёжа) для развития гибкости

А) Упражнение мост из положения стоя на коленях.

Б) Повороты туловищем из положения сидя на коленях касаясь руками ковра за спиной.

В) Разминка шеи из положения стоя в упоре на голове «мост» согнувшись.

Г) Разминка шеи из положения стоя в упоре на голове «мост» прогнувшись.

Д) Кувырки вперед и назад, переворот боком, переворот вперед. Измерение ЧСС.

4 мин.


Не вращать головой. Руки прямые.

Основная часть.

1. Совершенствование страховки, падение на бок и на спину.

2. Учитель рассказывает и показывает новый прием. Измерение ЧСС

3. Разучивание техники приема передняя подножка. Этот прием может выполняться, если партнёр находится в защитной стойке или когда партнёр двигается вперёд. Тори в синем кимоно стоит во фронтальной (защитной) стойке, левой рукой захватывает правую руку Укэ в белом кимоно, а правой рукой, держит захват на шее. Укэ стоит в атакующей (правосторонней) стойке правая нога впереди, и держит такой же захват как Тори, Укэ руками делает тягу Тори на себя и переносит центр тяжести своего тела на правую ногу, делает разворот заводя левую ногу за правую и становится спиной к Тори,делает подсед и правой ногой перекрывает обе ноги Тори перенося центр тяжести на левую ногу, левой рукой тянет правую руку а правой рукой захватив шею Тори и делает бросок. Измерение ЧСС.

5. Игра, проведение конкурса по решению кроссворда на олимпийскую тематику.

А) Вопросы по горизонтали

1.Место проведения древних Олимпийских Игр (Олимпия).

2. Источник здоровья (спорт).

Б) Вопросы по вертикали

1. Комплексное, массовое соревнование(Спартакиада).

6.Измерение ЧСС. Борьба лежа (партер). Разучивание болевого приема рычаг локтя при захвате руки двумя ногами. Укэ в белом кимоно лежит на спине, Тори немного отодвигается назад, делает паузу в положении стоя на левом колене, затем придвигается ближе. Поднимая правую руку, Укэ захватывает левый отворот Тори. Тори сразу реагирует, захватывая правую руку партнера двумя руками и ставя правую ногу у подмышки борца в белом. Поднимаясь на правой ноге, Тори перешагивает левой ногой через голову Укэ, поставив пятку около его шеи. Одновременно Тори подтягивается ближе к правому плечу Укэ. Тори садится на татами у правого плеча партнера. Сжимая колени, Тори вытягивает руку Укэ в направлении наружу, скручивая ее с помощью своего правого бедра. Укэ подает сигнал «сдаюсь» двойным хлопком по левой ноге Тори. Измерение ЧСС.

28 минут.

5 мин.


Делать хлопок прямой рукой.

Технические действия выполнять без сопротивления.

Стойка прямая.

Класс делится на две группы и борется по 5 мин.

Следить за постановкой ног и тягой

Страховать партнёра при падении.

Игра на олимпийскую тематику

Повернуть предплечье руки атакуемого таким образом, чтобы большой палец запястья был направлен вверх.


4.


Заключительная часть.

1. Приведение организма в относительно спокойное состояние, легко бегом.

2.Дыхательные упражнения. Брюшное грудное и полное дыхание. Лежа на спине, левая рука лежит на животе, а правая на груди, делать брюшное дыхание, 5-7 вдохов, глаза закрыты. Грудное дыхание 5-7 вдохов. Полное дыхание, начиная вдох животом, переводить вдох грудью, начиная выдох грудью и заканчивая выдох животом. 3.Измерение ЧСС.

4. Построение, подведение итогов урока: выделение лучших учащихся, задание отстающим. Домашнее задание.


5 минут.

2 мин.

Правая рука не должна шевелиться, а левая рука поднимается